Разделы сайта

Главная

12 класс

Родительское собрание
«Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек»

Период юношества - период между половым созреванием и принятием молодыми людьми обязанностей и ответственности взрослых, является одним из последних социально-культурных новшеств. Ранняя половая зрелость и более позднее вступление в брак способствовали тому, что юность стала считаться отдельным этапом жизни.

Взрослая жизнь - это не только возрастной период, но и участие в труде и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе семейной, или же в том случае, если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежи не могут быть адаптированы к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска.

Репродуктивное здоровье сводится к способности человека продолжать род. При его нарушении возникает бесплодие, являющееся серьезной проблемой в современном обществе. Удельный вес бесплодных браком в мире достигает 15%. Если родители знают возможные его причины и своевременно принимают меры к их устранению, неприятностей можно избежать.       

Браки и половая жизнь до вступления в брак

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем 10 лет назад. В течение последних десятилетий резко активизировалась половая жизнь до вступления в брак, особенно в промышленно развитых странах (хотя в некоторых странах эта тенденция уже достигла своего пика и начала снижаться).

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, и отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

Рискованное поведение подростков

В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно аналогично поведению взрослых людей, как лишенное какого бы то ни было риска. Иногда подростки полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них являются сексуальные отношения, беременность и рождение детей. Однако раннее начало половой жизни и связанный с этим риск нежелательной беременности зачастую сочетается с другими рисками, такими как курение, потребление алкоголя и наркотиков, которые снижают способность людей принимать обоснованные решения, в результате чего их поведение становится еще более рискованным.

Боязнь заражения ВИЧ/СПИДом привела к тому, что некоторые взрослые предпочитают иметь контакты с молодыми партнерами, надеясь, что они не являются инфицированными. Чаще всего объектами интереса и соблазна являются молодые девушки , которым предлагаются экономические и общественные блага в качестве платы за сексуальную связь.

Модели ухаживания и подготовки к началу половых отношений могут быть нарушены лицами более старшего возраста, которые зачастую руководствуются только плотским чувством.

Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками. Некоторые девушки-подростки после первого полового контакта испытывают чувство разочарования, особенно если вскоре после этого отношения прерываются. Девушки, как правило, надеются, что связь будет постоянной и беспрерывной; а юноши зачастую испытывают другие чувства. Сформировавшаяся в сознании людей роль мужчин и женщин предусматривает доминирование мужчин.

Мальчики и юноши ведут себя рискованно чаще, чем молодые женщины. Хотя риск, связанный с сексуальным и репродуктивным поведением, представляет опасность для обоих партнеров, женщины в значительно большей мере испытывают на себе его последствия.

Опасность для здоровья подростков, вызванная половой жизнью

За последние 10 лет доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 28,6 до 6,3%. Показатели заболеваемости в подростковом возрасте у девочек на 10-15% выше, чем у мальчиков.

На фоне увеличения соматической патологии весомые размеры приобрел рост заболеваемости репродуктивной системы у подростков, что создает неблагоприятный фон для реализации репродуктивной функции в дальнейшем. За последние 10 лет число нарушений менструального цикла у девочек-подростков возросло в 3,5 раза, частота воспалительных заболеваний увеличилась в 5,4 раза. Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростковой молодежной среде, где закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Активная жизненная позиция приводит подростков к вредным привычкам – курению, употребления алкоголя, наркотиков, к раннему началу половой жизни, абортам.

Возрастающая с каждым годом сексуальная активность подростков, раннее начало половой жизни, спонтанные и случайные половые контакты (часто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), безграмотное или халатное отношение к интимной гигиене, в том числе к гигиене секса, сопряжены с различными проблемами в виде нежеланной беременности, родов, абортов, заражения инфекциями, передаваемые половым путем (ИППП), ВИЧ, воспалительными заболеваниями репродуктивной системы, сексуального насилия. Как правило, 7 беременностей из 10 юных женщин заканчиваются абортами.Каждый 10-й аборт в РБ выполняется у юных женщин в возрасте до 19 лет,

Ежегодно 2000 абортов производится у подростков в возрасте до 14 лет. Соотношение числа абортов у девушек и родов соответствует 4:1, т.е. 160 абортов на 41 тыс. родов в год. При этом сохраняется высокий уровень осложнений после аборта (нарушений менструальной функции, воспалительных заболеваний органов малого таза и др.).

Инфекции, передаваемые половым путем, являются второй по значимости причиной утраты здоровья у женщины в возрасте с 15 лет. Крайне тревожно, что темпы роста инфекций, передаваемых половым путем, наиболее высоки у подростков и молодежи.

В результате этого увеличился период, когда молодые люди сталкиваются с рисками, связанными с половой жизнью, включая:

  •  раннюю беременность, которая подвергает матерей-подростков в отличие от женщин более старшего возраста, большему риску материнской заболеваемости и смертности, а также подвергает опасности здоровье их детей;
  •  заражение инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ/СПИДом.

Инфекциям, передаваемым половым путем, чаще всего подвержены молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. На этот возраст приходится также половина всех новых случаев инфицирования ВИЧ. Молодые женщины наиболее уязвимы в отношении ИППП. Опасность, связанная с ИППП и ВИЧ-инфекцией, возрастает из-за низкого статуса молодых женщин в обществе. Это зачастую приводит к тому, что их принуждают к половой жизни, и они не в состоянии убедить старшего по возрасту полового партнера пользоваться презервативами.

Подростковая беременность: желанная или нежеланная

Рождение детей у подростков, как в браке, так и вне брака, зачастую является незапланированным.

Высокому уровню не планируемых беременностей способствует целых ряд факторов. К ним относятся:

  •  нежелательный секс (изнасилования и сексуальные домогательства).
  •  двойной стандарт. Общество часто сурово осуждает за половое поведение, не соответствующее сложившимся в обществе представлениям, молодых женщин, но не молодых мужчин.
  •  отсутствие информации и доступа к услугам в области планирования семьи.
  •  неэффективное использование противозачаточных средств. Это может быть результатом использования ограниченного числа методов контрацепции или неадекватной информации о них.

Взрослые должны помочь подросткам осознать предстоящие родительские функции и выработать у наших детей ответственность за собственное здоровье. Подростки должны понять необратимый характер многих патологических изменений в организме, особенно в половой системе, которые в дальнейшем могут помешать их будущему материнству и отцовству.

 
Анкета " Репродуктивное здоровье"

1. Репродуктивное здоровье - это….

а) способность к воспроизводству потомства;
б) удовлетворение и безопасная сексуальная жизнь;
в) состояние полного физического, умственного и социального благополучия.

2. Причинами нарушения репродуктивного здоровья могут быть:

а) раннее начало половой жизни;
б) инфекции, передающиеся половым путём;
в) несоблюдение правил гигиены;
г) воздержание;
д) ни один из перечисленных не подходит;
е) ваш вариант

3. Разговаривали вы с детьми о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ИППП)?

а) да;
б) нет;
в) они и так всё знают!
г) ваш вариант _

4. Заходит у ли у вас разговор о репродуктивном здоровье, о беременности, абортах, половых контактах?

а) нет;
б) иногда;
в) мы регулярно обсуждаем эти темы;
г) ваш ответ

5. Как вы относитесь к своему репродуктивному здоровью?

а) каждые полгода делаю обследование;
б) 1 раз в 3 года хожу к врачу;
в) я вообще не понимаю, зачем беспокоиться;
г) ваш ответ

6. Как вы считаете, молодежь в наше время хорошо информирована о репродуктивном здоровье?

а) да;
б) нет;
в) можно было бы и лучше;
г) ваш вариант _

7. Перечислите инфекции, передающиеся половыми путём, которые вы знаете?

8. ИППП можно заразиться во время:

а) купания в бассейне;
б) рукопожатия;
в) переливания крови;
г) незащищённого полового контакта;
д) не знаю.

9. Заражение ИППП можно предотвратить, используя:

а) внутриматочную спираль;
б) латексный презерватив;
в) воздержание от сексуальных контактов;
г) спринцевание после полового акта.

10. Если бы у друга вашего ребёнка выявили ИППП, то вы:

а) больше не общались с ним;
б) поддержали бы его;
в) не знаю, как поступить в данной ситуации;
г) ваш вариант

11. Как вы относитесь к ранним половым контактам:

а) хорошо;
б) почему бы и нет;
в) категорически против;
г) ваш ответ

12. Какой оптимальный возраст вступления в сексуальные отношения:

а) 13-15;
б) 16-18;
в) 19-21;
г) ваш вариант

13. Чем для вас является аборт?

а) контроль над рождаемостью;
б) обычное дело;
в) безвыходная ситуация;
г) ваш вариант

14. Как вы считаете, почему в наше время увеличилось число абортов:

а) люди стали более безответственны;
б) некоторые плохо информированы о своих сексуальных отношениях;
в) я вообще считаю, что у нас этой проблемы нет;
г) ваш ответ

15. Чем ваш ребенок занимается в свободное от учёбы время:

а) читаете;
б) слушаете музыку;
в) занимаетесь спортом;
г) ничем не занимаетесь.

16. Вы употребляете спиртные напитки:

а) да;
б) нет.

17. Если вы употребляете, то:

а) раз в неделю;
б) раз в день;
в) два раза в месяц;
г) только по праздникам.


Тема: Проблемы общения с юношами и девушками в семье.

Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения юношей и девушек?

  1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
  2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
  3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
  4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Для того чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Принципы толерантного общения

ДАЙТЕ СВОБОДУ! Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем подростку с неустойчивой психикой.

НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций подросток учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Классный руководитель: Витковская Т.Л.