Задачи:
- формировать понятия о влажности воздуха, максимальной влажности воздуха, абсолютной влажности воздуха, относительной влажности воздуха, облаках, тумане, облачности;
- продолжить работу над формированием умения учащихся находить ответы в учебнике, выполняя задания по классификации облаков, составлять целое из частей, делать выводы;
- развивать коммуникативные качества личности, продолжать работу над формированием навыков чтения с губ, грамматического строя речи и развития слухового восприятия, через устные высказывания и пополнение лексического запаса учащихся;
- прививать интерес к предмету «География», используя различные виды работы на всех этапах урока.
Оборудование: карта, карточки, таблички, магниты, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Кто сегодня дежурный в классе? Кто отсутствует? Атмосфера, погода, климат, ветер, муссон, пассат.
- Сегодня на уроке мы будем работать по плану (на мультимедиа выходит план урока)
- Прочитай, Вика, план урока.
- Работать будем группами. Первая группа называется «Термометр». Это Лиза, Алеша, Азам. Вторая группа «Барометр». Это Вика, Максим, Таня. Дети, старайтесь, потому что за правильные ответы вы будете получать облачка.
- Проверка домашнего задания.
Сейчас мы проверяем домашнее задание (на мультимедиа выходит план проверки домашнего задания и планы ответов 2 групп). Каждая группа будет отвечать по плану.
Термометр |
Барометр
|
- От чего зависит количество тепла, получаемое земной поверхностью?
|
1. Что называется атмосферным давлением?
|
- Чем определяется угол падения солнечных лучей и продолжительность освещения?
|
2. Как распределяется атмосферное давление на земной поверхности?
|
- Чем измеряют температуру воздуха?
|
3. Чем измеряют атмосферное давление?
|
Первой пойдет отвечать группа «Термометр».
А вы, ребята, слушайте внимательно. Правильно ответила Лиза на свой вопрос? Правильно ответил Алеша на свой вопрос? Правильно ответил Азам на свой вопрос?
Хорошо, садитесь на место.
Второй пойдет отвечать группа «Барометр» Правильно ответила Вика?
Правильно ответила Таня? Правильно ответил Максим?
Вы хорошо подготовили д/з, садитесь.
3. Изучение нового материала.
Сейчас мы будем изучать новый материал. (Выходит тема урока)
- Тема урока «Влажность воздуха. Облака».
«Облака - веселые картинки; Строят рожицы и машут с высоты, Капают на голову дождинкой, Чтоб в ответ им улыбнулся ты». (Выходит план изучения нового материала)
Изучать новый материал мы будем по плану. Прочитай, Азам, план.
Первый вопрос урока.
1) Что называется влажностью воздуха и как она зависит от температуры?
Влажность воздуха - это содержание в нем водяного пара. Влажность зависит от температуры воздуха, (рассказываю по картинке)
Какой можно сделать вывод? Вика, сделай вывод.
Чем выше температура воздуха, тем больше влажность воздуха.
Прочитай Максим
Прочитай Лиза
Азам, спроси у Алеши, что называется влажностью воздуха?
Вика, спроси у Тани, как зависит влажность воздуха от температуры?
Следующий вопрос урока -
2) Что называется максимальной влажностью? (с.31)
Откройте книги на с.31 и найдите ответ на вопрос.
Прочитай, Таня, ответ. Правильно найден ответ в книге?
Прочитай, Алеша, ответ.
Следующий вопрос.
3) Что называется абсолютной влажностью воздуха? (с.32)
Найдите ответы на этот вопрос в учебнике.
4) Что называется относительной влажностью воздуха?
Пятый вопрос урока.
5) Как образуются туман и облака?
Туман образуется при скоплении водяных капелек в приземных слоях воздуха, а облака образуются при "скоплении водяных капелек на значительной высоте над земной поверхностью.
Прочитай, Максим.
Азам, спроси у Вики, как образуется туман? Правильно?
Вика, спроси у Алеши, как образуются облака, Правильно?
Следующий вопрос урока
6) Какие есть виды облаков и как они характеризуются? (стр.32-34).
(по мере нахождения ответов в книге, высвечивается ответ в таблице).
Виды облаков
|
Характеристика
|
Высота
|
Перистые
|
|
|
Кучевые
|
|
|
Слоистые
|
|
|
|
|
|
Рассказ - По внешнему виду выделяют перистые, кучевые, слоистые облака. Но они не всегда встречаются в чистом виде, часто можно увидеть на небе несколько видов облаков.
А сейчас мы будет характеризовать облака, работая с учебником.
Какая характеристика перистых облаков? "Найдите ответ в книге
Прочитай Алеша ^Правильно ответил Алеша?
Какая высота перистых облаков? Р Найдите ответ на вопрос в книге
Прочитай Лиза
Правильно ответила Лиза?
Какая характеристика кучевых облаков? ' Найдите ответ на вопрос в книге
Прочитай Вика.
Правильно ответила Вика?
На какой высоте находятся кучевые облака? - Найдите ответ на вопрос в книге
Прочитай Максим. Правильно ответил Максим?
Какая характеристика слоистых облаков? Найдите ответ в книге
Прочитай Азам. Правильно ответил Азам?
На какой высоте находятся слоистые облака? 9 Найдите ответ на вопрос в книге
Прочитай Таня . Правильно ответила Таня?
Следующий вопрос урока
7) Что называется облачностью?
Облачность - это степень покрытия неба облаками.
Облачность оценивается в баллах от 0 до 10.
Если на небе нет облаков, оно чистое, то облачность - 0 баллов, если немного облаков - 1 балл, 2 балла - еще больше, 3 балла - еще больше, Если небо все покрыто облаками, нет ни кусочка чистого неба, то облачность равна 10 баллов.
Что называется облачностью?
Вика, отвечай. Правильно?
Как оценивается облачность?
Азам, отвечай. Правильно?
(Выходит план изученного материала)
Все вопросы плана мы рассмотрели?
4. Закрепление.
А сейчас мы будем закреплять изученный материал.
Вы будете работать группами и получать облачка. (Выходит план закрепления)
Первый этап закрепления «Домино»
вас лежат на парте карточки со словами: Вы должны будете читать свои термины и выбирать их определения.
Это отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к максимальной влажности.
Предельно содержание водяного пара в воздухе при данной температуре.
Содержание в воздухе водяного пара.
Скопление водяных капелек в приземных слоях воздуха.
Скопление водяных капелек на значительной высоте над земной поверхностью.
Степень покрытия неба облаками.
Первой будет отвечать группа «Термометр»
Читай, Лиза, термин.
Выбирай ответ.
(После этого загорается ответ).
Второй будет отвечать группа «Барометр»
Следующий этап закрепления «Светофор».
(Вы будете читать вопросы и отвечать, поднимая кружочки, каким цветом написан правильный ответ такой кружочек вы поднимаете) Вика, попроси Азама прочитать вопрос и варианты ответов.
1) Эти облака имеют вид купалов, бугров, башен ярко-белого цвета, обычно с горизонтальным основанием:
- кучевые облака
- перистые облака
- слоистые облака
А сейчас отвечайте
Давайте проверим, все ответили правильно?
(На мультимедиа высвечивается правильный ответ)
2) Перистые облака образуются на высоте:
- 2-5 км
- 7-10 км
- 2 км
А сейчас отвечайте. Давайте проверим, правильно ли вы ответили?
Алеша, попроси Лизу прочитать вопрос и варианты ответов.
3) Это серый, однородный на вид облачный слой, из которого может
выпадать очень мелкий дождь или очень слабый снег:
- перистые облака
- кучевые облака
- слоистые облака
Отвечайте. Давайте проверим.
4) Кучевые облака образуются на высоте:
- 2-5 км
- 2 км
- 7-10 км
Ребята, отвечайте. Проверяем, правильно ли ответили?
Азам, попроси Таню прочитать вопрос и варианты ответов
5) Это самые высокие облака в виде тонких белых нитей или белых
клочьев и вытянутых гряд:
слоистые облака
перистые облака
кучевые облака
- А сейчас отвечайте. Давайте проверим ваши ответы
б) Слоистые облака образуются на высоте:
- 7-10 км
- 2-5 км
- 2 км
Отвечайте. Проверяем правильность ответов.
И последний этап закрепления «Перевертыши».
Ребята, у вас на столе лежат части слов. У каждой команды по три слова, за 2 мин. вы должны составить слова.
Сегодня вы очень хорошо работали на уроке и сейчас мы посчитаем облачка по командам, поставим оценку за работу на уроке. «Третий лишний» «Конкурс капитанов».
5) Рефлексия.
(Считаем облачка, ставим оценки за урок)
Определите свое эмоциональное состояние? Выберите, на каком облаке вы побывали.
6) Домашнее задание § 7.
Презентация к уроку "Влажность воздуха. Облака"
раскрыть » / « свернуть