Разделы сайта

Главная

Биология, география

Тема: «Влажность воздуха. Облака»

Задачи:

  • формировать понятия о влажности воздуха, максимальной влажности воздуха, абсолютной влажности воздуха, относительной влажности воздуха, облаках, тумане, облачности;
  • продолжить работу над формированием умения учащихся находить ответы в учебнике, выполняя задания по классификации облаков, составлять целое из частей, делать выводы;
  • развивать коммуникативные качества личности, продолжать работу над формированием навыков чтения с губ, грамматического строя речи и развития слухового восприятия, через устные высказывания и пополнение лексического запаса учащихся;
  • прививать интерес к предмету «География», используя различные виды работы на всех этапах урока.

Оборудование: карта, карточки, таблички, магниты, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

-   Кто сегодня дежурный в классе? Кто отсутствует? Атмосфера, погода, климат, ветер, муссон, пассат.

-   Сегодня на уроке мы будем работать по плану (на мультимедиа выходит план урока)

-   Прочитай, Вика, план урока.

-   Работать будем группами. Первая группа называется «Термометр». Это Лиза, Алеша, Азам. Вторая группа «Барометр». Это Вика, Максим, Таня. Дети, старайтесь, потому что за правильные ответы вы будете получать облачка.

  1. Проверка домашнего задания.

-        Сейчас мы проверяем домашнее задание (на мультимедиа выходит план проверки домашнего задания и планы ответов 2 групп). Каждая группа будет отвечать по плану.

                                          

Термометр  

Барометр

  1. От чего зависит количество тепла, получаемое земной поверхностью?

1. Что называется атмосферным давлением?

  1. Чем определяется угол падения солнечных лучей и продолжительность освещения?

2. Как распределяется атмосферное давление на земной поверхности?

  1. Чем измеряют температуру воздуха?

3. Чем измеряют атмосферное       давление?

-   Первой пойдет отвечать группа «Термометр».

-   А вы, ребята, слушайте внимательно. Правильно ответила Лиза на свой вопрос? Правильно ответил Алеша на свой вопрос? Правильно ответил Азам на свой вопрос?

-   Хорошо, садитесь на место.

-   Второй пойдет отвечать группа «Барометр» Правильно ответила Вика?

Правильно ответила Таня? Правильно ответил Максим?

Вы хорошо подготовили д/з, садитесь.

3. Изучение нового материала.

-   Сейчас мы будем изучать новый материал. (Выходит тема урока)

-   Тема урока «Влажность воздуха. Облака».

«Облака - веселые картинки; Строят рожицы и машут с высоты, Капают на голову дождинкой, Чтоб в ответ им улыбнулся ты». (Выходит план изучения нового материала)

-   Изучать новый материал мы будем по плану. Прочитай, Азам, план.

-   Первый вопрос урока.

1) Что называется влажностью воздуха и как она зависит от температуры?

Влажность воздуха - это содержание в нем водяного пара. Влажность зависит от температуры воздуха, (рассказываю по картинке)

-   Какой можно сделать вывод? Вика, сделай вывод.

-   Чем выше температура воздуха, тем больше влажность воздуха.

Прочитай Максим

Прочитай Лиза

-Азам, спроси у Алеши, что называется влажностью воздуха?

-Вика, спроси у Тани, как зависит влажность воздуха от температуры?

-        Следующий вопрос урока -

2)      Что называется максимальной влажностью? (с.31)
Откройте книги на с.31 и найдите ответ на вопрос.

Прочитай, Таня, ответ. Правильно найден ответ в книге?

Прочитай, Алеша, ответ.

Следующий вопрос.

3)      Что называется абсолютной влажностью воздуха? (с.32)
Найдите ответы на этот вопрос в учебнике.

4)      Что называется относительной влажностью воздуха?

-        Пятый вопрос урока.

5)      Как образуются туман и облака?

Туман образуется при скоплении водяных капелек в приземных слоях воздуха, а облака образуются при "скоплении водяных капелек на значительной высоте над земной поверхностью.

-        Прочитай, Максим.

-   Азам, спроси у Вики, как образуется туман? Правильно?

-   Вика, спроси у Алеши, как образуются облака, Правильно?

-        Следующий вопрос урока

6)      Какие есть виды облаков и как они характеризуются? (стр.32-34).
(по мере нахождения ответов в книге, высвечивается ответ в таблице).

Виды облаков

Характеристика

Высота

Перистые

 

 

Кучевые

 

 

Слоистые

 

 

 

 

 

Рассказ - По внешнему виду выделяют перистые, кучевые, слоистые облака. Но они не всегда встречаются в чистом виде, часто можно увидеть на небе несколько видов облаков.

-        А сейчас мы будет характеризовать облака, работая с учебником.

Какая характеристика перистых облаков? "Найдите ответ в книге

Прочитай Алеша ^Правильно ответил Алеша?

-        Какая высота перистых облаков? Р Найдите ответ на вопрос в книге

-        Прочитай Лиза

Правильно ответила Лиза?

-        Какая характеристика кучевых облаков? ' Найдите ответ на вопрос в книге

- Прочитай Вика.

Правильно ответила Вика?

-        На какой высоте находятся кучевые облака? - Найдите ответ на вопрос в книге

-   Прочита Максим. Правильно ответил Максим?

-   Какая характеристика слоистых облаков? Найдите ответ в книге

Прочитай Азам. Правильно ответил Азам?

На какой высоте находятся слоистые облака? 9 Найдите ответ на вопрос в книге

Прочитай Таня . Правильно ответила Таня?

-        Следующий вопрос урока

7) Что называется облачностью?

Облачность - это степень покрытия неба облаками.

Облачность оценивается в баллах от 0 до 10.

-   Если на небе нет облаков, оно чистое, то облачность - 0 баллов, если немного облаков - 1 балл, 2 балла - еще больше, 3 балла - еще больше, Если небо все покрыто облаками, нет ни кусочка чистого неба, то облачность равна 10 баллов.

-   Что называется облачностью?

-   Вика, отвечай.   Правильно?

-   Как оценивается облачность?

-   Азам, отвечай. Правильно?

(Выходит план изученного материала)

-        Все вопросы плана мы рассмотрели?

4. Закрепление.

-А сейчас мы будем закреплять изученный материал.

-        Вы будете работать группами и получать облачка. (Выходит план закрепления)

-        Первый этап закрепления «Домино»

-        У вас лежат на парте карточки со словами: Вы должны будете читать свои термины и выбирать их определения.

Это отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к максимальной влажности.

Предельно содержание водяного пара в воздухе при данной температуре.

Содержание в воздухе водяного пара.

Скопление водяных капелек в приземных слоях воздуха.

Скопление водяных капелек на значительной высоте над земной поверхностью.  

Степень покрытия неба облаками.      

-   Первой будет отвечать группа «Термометр»

-   Читай, Лиза, термин.

-   Выбирай ответ.

(После этого загорается ответ).

-   Второй будет отвечать группа «Барометр»

- Следующий этап закрепления «Светофор».

(Вы будете читать вопросы и отвечать, поднимая кружочки, каким цветом написан правильный ответ такой кружочек вы поднимаете) Вика, попроси Азама прочитать вопрос и варианты ответов.

1)    Эти облака имеют вид купалов, бугров, башен ярко-белого цвета, обычно с горизонтальным основанием:

а)         кучевые облака

б)        перистые облака

в)         слоистые облака

А сейчас отвечайте

Давайте проверим, все ответили правильно?

(На мультимедиа высвечивается правильный ответ)

 

2)         Перистые облака образуются на высоте:

а)        2-5 км

б)       7-10 км

в)        2 км

А сейчас отвечайте. Давайте проверим, правильно ли вы ответили?

Алеша, попроси Лизу прочитать вопрос и варианты ответов.

3)    Это серый, однородный на вид облачный слой, из которого может
выпадать очень мелкий дождь или очень слабый снег:

а)        перистые облака

б)        кучевые облака

в)        слоистые облака

-        Отвечайте. Давайте проверим.

 

4)        Кучевые облака образуются на высоте:

а)        2-5 км

б)        2 км

в)        7-10 км

-        Ребята, отвечайте. Проверяем, правильно ли ответили?

f Азам, попроси Таню прочитать вопрос и варианты ответов

 

5)    Это самые высокие облака в виде тонких белых нитей или белых
клочьев и вытянутых гряд:

слоистые облака

перистые облака
кучевые облака

-        А сейчас отвечайте. Давайте проверим ваши ответы

б)        Слоистые облака образуются на высоте:

а)        7-10 км

б)        2-5 км

в)        2 км

Отвечайте. Проверяем правильность ответов.

И последний этап закрепления «Перевертыши».

Ребята, у вас на столе лежат части слов. У каждой команды по три слова, за 2 мин. вы должны составить слова.

Сегодня вы очень хорошо работали на уроке и сейчас мы посчитаем облачка по командам, поставим оценку за работу на уроке. «Третий лишний» «Конкурс капитанов».

5) Рефлексия.

(Считаем облачка, ставим оценки за урок)

Определите свое эмоциональное состояние? Выберите, на каком облаке вы побывали.

6) Домашнее задание § 7.

 Презентация к уроку "Влажность воздуха. Облака"


Тема: «Обмен веществ. Витамины».

Задачи:

1. Образовательные:

  • сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
  • познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;
  • сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;
  • формировать понятие «правильное питание».

2.Развивающие. Продолжить:

  • развитие слухо-зрительного восприятия и речи учащихся;
  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;
  • развитие умений применять полученные знания на практике;
  • определять личностную значимость темы для каждого ученика.

3. Воспитательные:

  • прививать интерес к предмету биология;
  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.

Оборудование: интерактивная доска (презентация), жетоны, карточки с витаминами, муляжи фруктов, доска, мел, таблицы, книги о витаминах.

План урока:

1)  Организационный момент.

Эмоциональное состояние детей на начало урока.

2)  Проверка домашнего задания.

Биологический диктант: белки, жиры, углеводы, желудок, кишечник, палочка ботулизма, пищевод, энергетический обмен.

Первый ученик.

Вставь нужные слова:

Совокупность всех химических изменений и всех видов превращений в организме составляет сущность ........................................................................................................

Обмен веществ складывается из .................. Это - ................. и ......................... обмен.

Биохимические реакции, приводящие к образованию различных веществ называются ..............................

............................................................ – это процесс противоположный пластическому.

Речевой треугольник.

Азам спроси у Лизы:

- До каких веществ расщепляются жиры в желудочно-кишечном тракте?

Второй ученик. Соотнести понятия.

белки; участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности, обеспечивают иммунитет;
жиры; защищают внутренние органы от механических и температурных воздействий;
углеводы; основной источник энергии;

Лиза спроси у Максима:

- До каких веществ расщепляются белки в желудочно-кишечном тракте?

Третий ученик устно. Какое значение воды и минеральных веществ в процессе обмена веществ?

Алеша спроси Таню:

- Что такое обмен веществ?

3)  Изучение нового материала.

Ознакомление с темой урока. Для полноценного питания человеку нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины, минеральные соли. В организме человека витамины почти не вырабатываются. Они поступают вместе с пищей, и нужны нам в малых дозах. Несмотря на это, витамины оказывают сильное воздействие на организм человека. Витамины поддерживают наши жизненные силы, иммунную систему человека, влияют на рост и развитие, укрепляют наши мышцы, восстанавливают кожу, кости, зубы, помогают хорошо выглядеть и хорошо себя чувствовать, играют роль в профилактике и лечении болезней. Наша задача – познакомится с витаминами, и определить их роль в жизнедеятельности человека. А для этого мы совершим путешествие в страну «Витаминию» на поезде «Здоровье». У нас на поезде будет работать много станций и находится корреспондент журнала «Здоровье». За хорошую работу вы будете получать жетоны, и будете заполнять маршрутные листы. (Приложение 1).

Первая станция «Библиотека».

Учитель говорит, что на станции много книг, из которых можно много узнать о витаминах. Корреспондент журнала «Здоровья» берет интервью и дети рассказывают вопросы:

1.Историю открытия витаминов.

2.На какие группы делятся витамины.

На мультимедийном экране будет появляться информация.

Вторая станция «Зеленая аптека».

Корреспондент журнала «Здоровья» берет интервью и дети расскажут в каких продуктах содержатся витамины А,С,D,В. Информация по ходу рассказа будет появляться на экране.

На столах будут находиться различные витамины, которые выпускают наши фармацевтические фирмы, дети будут называть их.

Третья станция «Поликлиника».

Корреспондент журнала «Здоровья» берет интервью у врачей. За столом сидят ученики, выступающие в роли врачей. Они расскажут:

1.Что такое авитаминоз. Врачи рассказывают о результатах теста «Есть ли у меня авитаминоз?», проведенного заранее. (Приложение 2).

2.Какие болезни возникают при недостатке витаминов. Работа с учебником страница 131-132.

По ходу рассказа информация появляется на экране.

Физкультминутка.

Четвертая станция «Академия медицинских наук».

Проводится в форме ролевой игры. Учитель говорит о том, что они попали на пресс-конференцию, на которой обсуждаются вопросы питания. На ней присутствуют «санитарный врач», «врач-диетолог», «научный сотрудник института питания». Ученики класса могут задать вопросы, которые их интересуют, и получить ответ.

1.Как сохранить витамины в продуктах?

2.Какой пищи надо избегать?

3.Что едят вегетарианцы?

4. Как избавиться от нитратов в овощах и фруктах?

Учитель:

- Путешествуя, мы много узнали о витаминах, растениях и продуктах в которых они содержатся. А теперь используйте свои знания на следующей станции.

Корреспондент журнала «Здоровья» подведет итоги, расскажет о витаминах. На мультимедийном экране появляется обобщающая схема.

Пятая станция «Помоги себе сам».

Класс делится на две группы по четыре человека. Командир подходит к учителю, выбирает витамины с заданием для группы по фитодиетике.

Вопросы на лепестках:

1. На рынках, в магазинах предлагают различные фрукты (киви, бананы, цитрусовые). Чем они полезны?

2. Как сохранить витамины в продуктах?

üИспользуя поливитаминные карты, определите, какие витамины находятся в овощах и фруктах на ваших столах.

üПроводится закрепляющий тест. (Приложение 3).

Дети проверяют друг друга. Учитель по ходу урока выдает жетоны за ответы детей.

Учитель:

- Наше путешествие в страну «Витаминию» окончено. Мы узнали о чудесных эликсирах здоровья – витаминах, их волшебной силе воздействия на организм. Пусть эти знания пригодятся вам в жизни.

4)  Рефлексия.

Дети считают жетоны. На доске нарисована «шкала жетонов». Каждый определяет свой балл и прикрепляет его на «шкалу жетонов».

Дети оценивают свою работу на уроке:

Узнал ....

Было интересно.....

Было трудно .....

Мои ощущения .....

5)  Домашнее задание параграф 43.

Презентация к уроку "Витамины и их роль в процессах обмена веществ"