Советы родителям,
как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью
1. Невозможно запретить совсем использование компьютера и выход в интернет. Нужно показать подростку, как за монитором можно заниматься программированием, веб-дизайном, и т.д.
2. Создайте комфортную атмосферу и обстановку дома. Если постоянно ругать и критиковать подростка, пока он не «исправиться», уровень стресса будет только выше.
3. В подростковом возрасте ведущий вид деятельности – общение. Поэтому ему нужна компания сверстников. Пусть у него будет возможность завести её в спортивных и творческих секциях.
4. Чтобы подростку избавиться от компьютерной зависимости, нужна мотивация. Он должен знать, что во взрослой жизни его ждут интересные дела, знать, как идти к достижению успеха. Разговаривайте с ребёнком о будущей профессии, интересуйтесь склонностями, создавайте базу для новых увлечений.
5. Онлайн-игра нередко бывает способом снять стресс и выплеснуть негативные эмоции. Важно научить подростка справляться с эмоциями иначе, а также оказывать поддержку в стрессовых ситуациях (Даже если причина кажется мелочью).
Что не стоит делать:
1. Бороться физическими методами – отключать интернет и силой выгонять ребёнка погулять или почитать. Это не работает, новые интересы не возникают просто так. Вместе с подростком ищите, где ему комфортно без гаджетов.
2. Заострять внимание на негативе и пугать игрока последствиями для здоровья. Они этому не придают значения, вред для здоровья они осознают намного позже.
3. Жёстко указывать на болезнь – называть игроманом, ненормальным, говорить «тебя вылечат». Это может вызвать обратный эффект и только оттолкнуть ребёнка от похода к психотерапевту, психологу.
4. Силой вести подростка к специалисту. Если подросток отказывается, лучше сходить на консультацию самим родителям, чтобы психолог подсказал выход из ситуации.
5. Критиковать друзей в сети. Даже если они действительно плохо влияют на ребёнка, он не воспримет критику, а отношения с родителями испортятся.
6. Отгораживаться от ситуации и ждать, когда проблема решиться сама. Лечение компьютерной зависимости требует активного участия родителей и терпения. Иначе можно потерять время и дойти до стадии, кода помощь специалиста не всегда будет эффективна.
Компьютер, как и всё в этом мире, не абсолютное зло, а инструмент. Он может быть полезен, если родители обучат ребенка правильно пользоваться им.
Родительский контроль в сети интернет
Сегодня много говорится об угрозах, которые таит в себе Интернет. Об этом сообщают по телевидению, радио, пишут в газетах и журналах, но больше всего на эту тему сказано в сети Интернет.
В первую очередь, этим угрозам подвержены наши дети.
Дети могут занести на семейный компьютер вредоносную программу, зачастую называемую вирусом или трояном («троянским конем»). Но даже если пропадет вся ценная информация, которая хранится на компьютере, или вредоносная программа похитит реквизиты электронных платежных систем, и мы лишимся денежных средств – это полбеды. А вот если ребенок начитается, насмотрится, наслушается всего негативного, что есть в Интернете, мы можем лишиться его. Вот это – самая настоящая беда.
А в Интернете есть все: порнография, сцены жестокости и насилия, пропаганда суицида, способы изготовления самодельных взрывчатых веществ и устройств, наркотики…
Только не надо паники и поспешных решений! В Интернете есть и средства борьбы с таким злом: советы, как с этим бороться, форумы и социальные сети, где родители обсуждают свои проблемы. Есть и компьютерные программы, с помощью которых мы можем ограничивать доступ ребенка к нежелательной информации.
Основные задачи, которые решаются с помощью данных компьютерных программ, заключаются в:
- запрете посещения нежелательных категорий сайтов;
- блокировке опасных сайтов;
- блокировке контекстной рекламы и баннеров;
- защите ребенка от сомнительных знакомств;
- контроле за работой программ обмена сообщениями, социальных сетей и загрузки файлов и др.
Это означает, что при установке таких программ и их нормальной работе ребенок защищается от посещений сайтов порнографического содержания, пропагандирующих наркотики и насилие, распространяющих вредоносные программы, в некоторых случаях – от посещения игровых сайтов, сайтов знакомств, где зачастую различные сомнительные личности могут выдать себя за сверстников вашего ребенка. Список этим не ограничивается, и такие программы могут выполнять много разных полезных функций и задач.
Многие из этих программ бесплатные и свободно распространяются, в том числе и в сети Интернет.
Вот только одна беда – наши дети сейчас знают компьютеры намного лучше своих родителей. Нередки случаи, когда программы, предназначенные для родительского контроля, в умелых детских руках превращаются в программы контроля за родителями. Так что эти программы – для самых маленьких, которые пока не умеют сами устанавливать их на компьютер, не могут производить настройку компьютера, у кого в ящике письменного стола или на книжной полке еще нет компакт-дисков с разными программами.
А вот для более взрослых детей есть иное техническое решение по ограничению доступа к нежелательным сайтам.
Это решение строится на простом принципе – поставить фильтры там, куда наши дети не могут дотянуться, где ничего не могут изменить, – на оборудовании интернет-провайдеров.
Раньше подобное было больше из области фантастики, а при выборе интернет-провайдера все больше интересовались доступностью, стоимостью, скоростью, надежностью работы.
Сегодня можно готовить и о качестве оказанных услуг, а также об их широком выборе.
Ряд белорусских интернет-провайдеров уже включил в свой перечень услугу родительского контроля. С октября 2016 года «Белтелеком» («ByFly») запустил новую услугу, которая так и называется – «Родительский контроль».
Разные интернет-провайдеры используют различные технические методы реализации этой услуги, где-то она надежней, где-то более удобная при настройке и выборе опций, но всех их объединяет одно – обойти эту защиту наши дети практически не в состоянии, для этого нужно обладать специальными техническими познаниями, которые и не у каждого взрослого есть.
Тем не менее полагаться на все 100 % на технические средства защиты не стоит. Если вы доверяете своему ребенку и он вам, если вашему ребенку интересней общаться с вами, а не с незнакомцами в Интернете, если вы живете жизнью вашего ребенка, только в этом случае защита будет работать безотказно.
Интернет зависимость у детей и подростков.
Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году – примерно через четыре года после того, как Всемирная сеть стала общедоступной. Что неудивительно – виртуальное пространство и виртуальное общение содержит массу соблазнов.
Специалисты из Китая провели ряд исследований, в которых была изучена работа мозга 35 человек возрастом 14 - 22 года. Они заполнили анкету, по результатам которой практически половина молодых людей признали себя сами интернет-зависимыми.
Участникам проводили магниторезонансную томографию, во время которой установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.
Выяснилось, у людей, не способных обходиться без интернета, нарушены проводящие пути меж зонами мозга, которые отвечают непосредственно за формирование эмоций, принятие решений, а также за концентрацию внимания.
И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.
О том, что привязанность к интернету, а также разным гаджетам выступает формой зависимости говорят уже довольно давно многие психологи.
При грамотном подходе и контроле Интернет – прекрасный обучающий элемент, инструмент для наблюдения за развитием и проблемными зонами ребенка. Но без контроля ситуация легко скатывается в хаос. У детей Интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам. Если упустить момент, вытащить сына или дочь из киберпространства без помощи психологов или даже психиатров окажется невозможно.
У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.
- Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.
- Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.
- Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.
- Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.
Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.
Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.
Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.
Что делать родителям для профилактики интернет угроз:
- Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Объясните ребенку, что в интернете можно найти как друзей, так и врагов.
- Важная задача для родителей - сделать пребывание ребенка в интернете более безопасным, научить ориентироваться в киберпространстве, рассказать о возможных опасностях.
- Контролируйте проведение свободного времени ребенком, в том числе в сети интернет;
- «Подружитесь» со своими детьми в социальных сетях. Время от времени просматривайте их активность, смотрите, что они пишут на своих пабликах, а также каких друзей добавляют, в какие группы вступают. При этом проявляйте такт.
- Если интернет-общение становится негативным, негативно влияет на вашего ребенка – такое общение следует прервать и не возобновлять.
Что можно делать родителям, если вы узнали, что ребенок состоит в группе в социальных сетях, которая может на него негативно повлиять.
- Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что он состоит в этой группе. Говорите о своих чувствах и опасениях, не обвиняя ребенка. Таким образом, вы покажете, как вам важен ребенок и его внутренний мир. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
- Выясните, что привело его в эту группу. И для чего она ему нужна.
- Поговорите о подобных группах в интернете. Вместе с ребенком обсудите, какой опасности он может подвергнуться. Объяснить, что в некоторых группах подростками манипулируют другие люди, которые преследуют свои цели. Проблемы ребенка для кураторов групп не важны.
- Соберите наиболее полную информацию о группе – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы, где был ребенок, посмотрите содержание информации публикуемой в группе и т.п.
- Создайте возможность для подростка обратиться за помощью. Важно, чтоб ребенок понимал, что есть целый ряд взрослых, которые могут помочь ему – родители, учитель, школьный психолог, работник социальной службы, телефон доверия или священник (если семья верующая) и др.
- Необходимо отвлечь и направить ребенка. Узнайте ценности ребенка. Можно расспросить ребенка о том, что его волнует, кем хочет стать, чего достичь и что считает наиболее важным в жизни. Новые ценности предлагать очень аккуратно, без напора, не высмеивая, а осторожно убеждая подростка в их необходимости.
- Важно поддержать ребенка в его увлечениях, помочь реализовать себя, достичь в чем либо успеха.
- В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно происходящее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалистам (телефон доверия, горячая линия, психолог и др.), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.
Чего не стоит делать родителям
- Устраивать проверки и досмотры – ребенок только закроется и научится лучше скрывать свои действия. Подростку нужна своя территория, частная жизнь. Онлайн-разговоры – это самое интимное, что может быть у него, поэтому родитель не просто не имеет права их читать. Вторгаясь в личное пространство ребенка, взрослый выявляет свое неуважение и непринятие подростка как полноценно функционирующего человека.
- Запрещать общение в социальных сетях. Именно онлайн проходит значительная часть жизни ребенка, и он будет не готов с нею расстаться. Чтобы продолжить общение, подросток может тайком заходить в интернет. Это приучит его обманывать. Если же ребенок очень послушный и не будет нарушать запрет – то понимание, что виртуальная жизнь друзей проходит мимо – сделает подростка несчастным.
- Ругать ребенка и кричать на него. Лучше изложить переживания спокойно, называя чувства и состояния, которые испытывает родитель. Это удовлетворит потребность подростка в "глубоком" и понимающем общении, позволит наладить контакт, разобраться в ситуации и понять позицию взрослого. Кроме того, проговаривая свои состояния, взрослый показывает, каким образом он регулирует свои эмоции, что позволит подростку научиться делать то же самое.
- Давить на подростка. Не стоит ожидать от ребенка, что он должен отвечать ожиданиям родителей. Важно объяснить ему, что даже если подросток не будет подходить под все критерии успешного человека, родители все равно любят его и готовы поддержать.
- Сравнивать с другими. Сравнивая подростка с другими, взрослые отвергают его таким, какой он есть. Это нарушает самоидентичность подростка (я не такой, как надо) и развивает в нем ощущение одиночества, ненужности и своей неполноценности.
- Пугать неизвестностью (фразы типа "только попробуй"). Непонятные наказания развивают фантазии на тему "что же это могло бы быть". Такие фразы усиливают тревогу, что может стать для ребенка невыносимым (и спровоцировать нежелательные действия). Если же после совершения запрещенных действий наказание ребенка оказалось слишком незначительным или и не последовало вообще – то родители теряют авторитет.
Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если Вы слышите
|
Обязательно скажите
|
Запрещено говорить
|
«Ненавижу всех…»
|
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»
|
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
|
«Все
безнадежно
и бессмысленно»
|
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»
|
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
|
«Всем было бы лучше без меня!»
|
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»
|
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
|
«Вы не понимаете меня!»
|
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»
|
«Где уж мне тебя понять!»
|
«У меня никогда ничего не получается»
|
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»
|
«Не получается – значит, не старался!»
|