Родительское собрание
«Духовно-нравственное воспитание в семье»
Цель:
- Показать, что семейные традиции, моральные принципы родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка.
- Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
- Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
Ценности духовно-нравственного воспитания: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов
Воспитание - процесс передачи накопленного опыта старшего поколения младшему.
Нравственное воспитание-передача нравственных ценностей, духовных и душевных качеств, понятий, убеждений, таких как гуманизм, ответственность, доброта, справедливость, принципиальность, которые востребованы обществом, которые наши дети будут передавать своим детям. Процесс нравственного воспитания начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Только семья может воспитать семьянина:
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей.
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся
А сейчас я хочу остановиться на краткой характеристике составляющих семейного уклада. Он включает в себя пять компонентов:
- Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения)
- Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи)
- Отношения: сердечные чувствования и настроения
- Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)
- Распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года.
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать нравственные потребности детей – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Для её успешного решения необходимо знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних.
Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды.
Воспитание детей в школе ни в коей мере не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, развивать, по возможности корректировать, создавать условия для применения имеющихся нравственных качеств.
Младшие школьники знакомятся с нравственными понятиями и учатся применять нравственные нормы и правила, учатся оценивать поведение и поступки окружающих. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств как: товарищество, дружба, взаимопомощь.
Еще Я.А.Коменский утверждал: «Несчастно то, образование, которое не переходит в нравственность и благочестие». «Образование без души убивает душу».
Культура внешнего вида детей также закладывается и воспитывается в первую очередь в семье.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей.
Стих «Семья» (чтецы: мальчик, девочка – 3а класс)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и паденья, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!
- Продолжить педагогическую пропаганду духовно-нравственного воспитания детей в семье.
- Изучить опыт семей в вопросах духовно-нравственного воспитания
- 3.Способствовать тесному сотрудничеству семьи и школы в вопросах духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Выдающийся российский педагог, публицист и философ Симон Львович Соловейчик (01.10.1930-18.10.1996) в своей главной книге «Педагогика для всех» писал: «Идеальное воспитание детей родителями – это умение объединить любовь и уважение в отношения равноправные, близкие и дружеские».
«Как помочь ребенку хорошо учиться?»
У нас очень часто возникают вопросы:
Почему ребёнку трудно учиться?
Есть ли какие-то объяснения этому, кроме лени, неорганизованности?
Как помочь ребёнку учиться?
Что делать?
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.
Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться» я выношу на родительское собрание. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня. Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа. Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли. Важный вопрос в организации режима дня — это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 ч. Дома - 1,5-2 ч. Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.) Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья. Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость. Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию. Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.
2. Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: - какие отметки? - выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:
- что изучал ребенок сегодня в школе;
- как он понял материал;
- как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
- прочитать задачу, представить, о чем говорится;
- кратко записать условие, схему;
- пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
- подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то по¬чему;
- составить план решения задачи;
- проверить решение;
- записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку:
- повторить правила;
- прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
- прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
- выполнить задание письменно;
- проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая бы погода ни была;
- какие бы ни шли телепередачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. У детей бывают два повода отвлечения: Первый повод — игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка; Второй повод — деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа. У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы). 1 класс–1час, 2класс–1-1,5часа, 3класс–1,5–2часа, 4 класс – 1,5 – 2 часа. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду.
Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок. Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды. Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
3. Направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
Родительская поддержка- это процесс
- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка.
- который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Правила организации индивидуальной помощи дома.
- Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
- Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.
- Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.
- Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно.
- Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
- Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно.
- Что бы работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической.
Полезные советы.
- Ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.
- Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.
- Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за выполнением.
- Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
- Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: психологу, логопеду, окулисту.
- Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.
Советы по поддержке ребенка в учебной деятельности:
- Не сравнивайте детей с другими, хвалите, будьте искренними.
- Учитесь вместе, объединяйтесь против трудностей, станьте союзником.
- Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, НЕ переучивайте левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
- Сделайте так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе.
- Ребенок не должен панически бояться ошибиться.
- Старайтесь научить находить истину. Взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
- Не приказывайте. Пользуйтесь поощрением.