Разделы сайта

Главная

1 "А" класс

Родительское собрание
«Отношения в семье как основа взаимопонимания»

 Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы.

Притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это всё?»   - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учёбе. Взаимная информированность родителей и детей даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Анкета

  • Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  • Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  • Интересуются ли дети вашей работой?
  • Знаете ли Вы друзей своих детей?
  • Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?
  • Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
  • Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
  • Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.
  • Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?
  • Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
  • Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
  • Есть ли у вас общие занятия, увлечения?
  • Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
  • Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?

 

Обработка результатов:

За каждый положительный ответ ставится 2 балла;

За ответ «иногда» - 1 балл;

За отрицательный ответ – 0 баллов.

20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.

10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние.   Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.

9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.

Практическая работа с родителями

– А сейчас я хочу вместе с вами сделать памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.

Памятка

При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:

  • Я тысячу раз говорил тебе, что…
  • Сколько раз надо повторять…
  • О чём ты только думаешь…
  • Неужели тебе трудно запомнить, что…
  • Ты становишься…
  • Ты такой же, как…
  • Отстань, некогда мне…
  • Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:

  • Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
  • Как хорошо, что у меня есть ты.
  • Ты у меня молодец.
  • Я тебя очень люблю.
  • Как ты хорошо это сделал, научи меня.
  • Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
  • Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще.

Рекомендации родителям:

  1. Безусловно принимайте своего ребенка.
  2. Активно слушайте его переживания, мнения.
  3. Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
  4. Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
  5. Помогайте, когда просит.
  6. Поддерживайте и отмечайте его успехи.
  7. Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
  8. Разрешайте конфликты мирно.
  9. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
  10. Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

– Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

 


Анкета для родителей первоклассника

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?
    • неохотно;
    • без особой охоты;
    • охотно, с радостью;
    • затрудняюсь ответить.
  2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как обязательное новый распорядок?
    • пока нет;
    • не совсем:
    • в основном да;
    • затрудняюсь ответить.
  3. Переживает ли свои учебные успехи и «неуспехи»?
    • скорее нет, чем да;
    • не вполне;
    • в основном да;
    • затрудняюсь ответить.
  4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
    • иногда;
    • довольно часто;
    • затрудняюсь ответить.
  5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
    • в основном отрицательные впечатления;
    • положительных и отрицательных примерно поровну;
    • в основном положительные впечатления.
  6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
  7. Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
    • довольно часто;
    • иногда;
    • не нуждается в помощи;
    • затрудняюсь ответить.
  8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
    • перед трудностями сразу пасует;
    • обращается за помощью;
    • старается преодолевать сам, но может отступить;
    • настойчив в преодолении трудностей;
    • затрудняюсь ответить.
  9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и справить ошибки?
    • сам этого сделать не может;
    • иногда может;
    • может, если его побудить к этому;
    • как правило может;
    • затрудняюсь ответить.
  10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
    • довольно часто;
    • бывает, но редко;
    • такого практически не бывает;
    • затрудняюсь ответить.
  11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
    • нет;
    • скорее нет, чем да;
    • скорее да, чем нет;
    • затрудняюсь ответить.

Адаптация первоклассника к школе

Уважаемые родители! Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течение 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются  в школе, приобретают  новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 14 %). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года.  Кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

  1. Формирование адекватного поведения.
  2. Установление контактов с учащимися, учителем.
  3. Овладение навыками учебной деятельности.

Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

          Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

  • достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;
  • возраст начала систематического обучения – 6,5 – 7 лет;
  • рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

                Какие советы можно дать родителям первоклассников?

Дорогие родители!

  1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой.
  2. Не торопите его, ведь умение рассчитывать время - задача родителей.
  3. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.
  4. Забирая первоклассника из школы, не спрашивайте его о том, что он сегодня получил. Спрашивайте, что нового он узнал.
  5. Если малыш огорчен - ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет все сам.
  6. Не торопитесь наказывать своего сына или дочь, особенно при учителе.
  7. После школы необходимо 2-3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе. Лучшее время для дополнительных занятий - 15-17 часов. Это должно быть рисование, чтение книг, лепка. И помните, уважаемые родители, вы должны хотя бы 30 минут в день принадлежать ребенку!

Памятка для родителей
“Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе”

  1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
  2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
  3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.
  4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
    - собрать школьные принадлежности;
    - подготовить обувь, одежду.
  5. Рационально организуйте режим дня:
    - уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении;
    - отдыхать на свежем воздухе;
    - вовремя ложиться спать.
    - телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.
  6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
  7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра ”