Разделы сайта

Главная

4 класс

«Развитие профессиональных интересов учащихся на 1 ступени обучения и воспитания».

Родительское собрание посвящено теме профориентации. Наши дети уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Также они должны понимать, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Важно беседовать с детьми о разных профессиях, рассказывать о своей профессии, чтобы дети имели представления о разных видах деятельности.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в коллективе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у детей такие качества личности как: коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы дети приобретали опыт профессиональной деятельности.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той де специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.

Выделяют следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать при выборе профессии:

Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;

Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессий, а несколькими смежными профессиями.

Учащемуся, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

«Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию».

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, уч-ся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение уч-ся своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней уч-ся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения своих детей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности, способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке детей после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих учащихся мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало уч-ся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Дети выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому родителям при общении со своим ребенком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, педагогов, всех неравнодушных к судьбе учащихся.

Когда-то Н.К.Крупская правильно писала: «Только когда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - тогда только он может черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

Мы еще ни раз вернемся к этой теме и надеюсь, что памятки, которые вы унесете с сегодняшней встречи, помогут вам в осуществлении планов наших детей.

Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка,
ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:

  • Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
  • Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
  • Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
  • Чем  Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
  • Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?

Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.


 «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 классов».

 

Лучший способ сделать детей хорошими —
это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. Счастье ребенка как путь решения проблем.

В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания,памяти.

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий.

Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков.

Какие же общие умения важны для успешного обучения?

Среди них можно выделить следующие умения:

  • слушать учителя; 
  • связно пересказывать содержание текста;
  • отвечать на вопросы к тексту; 
  • ставить вопросы к тексту; 
  • делать содержательные выводы на основе полученной информации; 
  • письменно выражать свою мысль; 
  • привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой и интернетом; 
  • адекватно оценивать результаты собственной работы. 

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован.

Рекомендация: 

Ребенка необходимо учить работать с учебным текстом: 

навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале: можно попросить рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня, вашей совместной прогулки или поездкии пр.

Ведущий вид деятельности:

В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Рекомендация: 

Пожалуйста, поддерживайте у ребенка именно такие склонности.
Также помните, что его жизнь не ограничивается стенами школы. За ее пределами он может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свои способности, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

 Эмоциональное развитие представлено следующим:

  • резко выражает свои чувства, сначала говорит, а потом думает;
  • свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры;
  • начинает развивать чувства юмора. Желает рассказывать смешные истории.

В этом возрасте могут развиваться социально-скрытые страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения), может повыситься эмоциональное реагирование на трудности, может появиться чувство одиночества, ощущения собственной ненужности.
Социальная ситуация развития:
Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Рекомендация: контролируйте своего ребенка, не забывайте хвалить почаще.  Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы.

Мотивация:

В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:

Негативная (низкая школьная мотивация). Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

Формальная (внешняя, то есть средняя школьная мотивация). Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

Содержательная (высокая школьная мотивация). Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учиться:

  • у ребенка сформирована установка на отказ от усилий;
  • дома заранее сформировали страх перед школой;
  • когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями. 

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. 

Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками. 

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудноств появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

Родителям учащихся 4-ых классов важно:

  1. Учитывать в воспитании и обучении детей их возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на советы и рекомендации психологов, педагогов.
  2. Общаться с детьми, спрашивать о удачах/неудачах дня, помогать делать выводы как в вопросах учебного процесса, так и бытовых, семейных, отношениях с друзьями;
  3. Изучать психолого-педагогическую литературу о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.

Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, с определенными обязанностями, ответственностью и доверием.

Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.

Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность.

В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе.

Домашняя обстановка самым непосредственным образом влияет на формирующийся мозг ребенка, так как именно родители закладывают и стимулируют его развитие. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться потрясающих результатов!

Рекомендации родителям:

  • Спрашивайте вашего ребенка о его школьных делах;
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка;
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений;
  • Помогайте ребенку выполнять д/з;
  • Помогайте ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе;
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и в жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых-педагогах и родителях.

Анкета для родителей

«Всё ли благополучно у вашего ребёнка?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребёнка проблемы в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте «+»

Если утверждения к вам не относятся, то поставьте «-»

  1. Моему ребёнку нравится учиться в школе.
  2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.
  3. Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.
  4. К сожалению, мой ребёнок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью
  5. В классе у него много друзей.
  6. Ему мало нравятся учителя в школе.
  7. Он активно участвует во всех внеклассных мероприятиях.
  8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или другой причине).
  9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.
  10. Другие интересы и хобби не мешают его учёбе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1) +       2)       3) +        4)        5) +         6)         7) +          8)      9)       10) +

8-10 баллов – У Вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, всё ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится

6-7 баллов – В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребёнку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов -  Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чём или ком источник школьных переживаний вашего ребёнка.

1-2 балла – Ребёнку крайне необходима Ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителем, психологом и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.