Разделы сайта

Главная

История и традиции

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Учреждение образования «Кобринская государственная общеобразова-тельная школа-интернат для детей с нарушением слуха» была создана 22 марта 1946 года приказом №97 и называлась Центральная Республиканская школа для детей с расстройствами слуха и речи. Открытие школы было обусловлено своеобразием процесса обра-зования детей с недостатками слуха, требующего непрерывности и долго-временности специального воздействия на учащихся; строгого единства действий обучающих и воспитывающих; комплексного подхода к воспитанию, что часто недостижимо в условиях, когда ребенок лишь посещает уроки, а воспитание его предоставлено семье, не владеющей необходимыми знаниями и умениями. Интернат обеспечивал возможность обучения тех детей, родители которых проживали в отдаленных от школы районах. На штатные должности от 1 апреля 1946 года были приняты 20 человек. Из них 5 учителей, 5 воспитателей и 1 медсестра.

Любой счастливой мысли проявленье
И дерзость строк, пришедших неспроста,
- Все возникало с чувства удивленья,
Все начиналось с чистого листа.

Все лето 1946 года члены коллектива вместе с воспитанниками (а их было всего 17 человек) трудились, чтобы к сентябрю оборудовать классы и спальни. 1 сентября 1946 года прозвучал самый первый звонок в новой школе. И началась обычная школьная жизнь с её уроками и контрольными, переменами и школьными праздниками, радостями и огорчениями. Интернат обеспечивал возможность обучения тех детей, родители которых проживали в отдаленных от школы районах.

Мальчишеское братство, союз учителей
Душевное богатство - сокровищ всех ценней.
Спортивные турниры и творчество детей
-Ты всех объединила под крышею своей.

У истоков школы, ее начала функционирования стоял её первый руководитель - первый директор школы Либерман. Вторым возглавлял школу Удодов Андрей Семенович, который приказом № 54 от 21 августа 1948 года он был назначен директором школы слуха и речи. Он был прекрасным человеком и мудрым руководителем. Свою любовь к выбранной профессии он передал своей дочери, педагогу школы-интерната, Удодовой Рите Андреевне. А сегодня славные трудовые традиции семьи Удодовых продолжает их внучка, воспитатель Сенюк Светлана Георгиевна. С 9 сентября 1953 года школу возглавил Теличко Николай Григорьевич. «Требовательный, настойчивый, мудрый» - так отзываются о нем сегодня. Николай Григорьевич и в настоящее время занимает активную жиз-ненную позицию со своей женой, бывшим библиотекарем школы, Александрой Тимофеевной . В 1960 г. школа получила новое типовое здание на 150 мест, было построено отдельное здание для учебно-производственных мастерских, где практическая подготовка к труду была направлена на вооружение детей с недостатками слуха знаниями основ наук, умениями и навыками, необхо-димыми в трудовом процессе. С 1966 года раскрывал свой талант руководителя Гребенчук Алексей Иванович. Его жизнь – пример беззаветного служения делу образования. Он своим примером увлекал молодое поколение воспитанников с нарушением слуха. Школьный дом - это содружество детей и взрослых: учеников, учителей, родителей. Это радость совместного творческого созидания. Школьный дом – это кузница знаний и мастерская дум, где ребенка окружает красота, игра, фантазия, творчество. Это мастерская, где ученики осваивают духовные богатства культуры народа, традиции. Это поиск смысла жизни, поиск идеалов добра, любви, правды, красоты.

С чего интернат начинается?
Со слез в вестибюле тайком,
С того, что любого прибывшего
В дверях всегда встретят теплом.

А может быть он начинается
С людей, кто работает в нем?
С хороших и верных товарищей,
С директора в сердце с огнем?

С 1992 года по 2010 год - директор Кобринской специальной школы-интернат, педагог высшей категории, - Скробот Любовь Николаевна.

С 2010 года школу возглавила инициативный творческий педагог Драгун Тамара Ивановна.

В 2011 году школа отметила свой 65-летний юбилей. Основной принцип деятельности коллектива определяют слова Ш. Амонашвили: «Школа для своего развития должна постоянно выбирать себе большие цели, которые делают коллектив учителей творческим, ищущим, новаторским» Девиз школы: «Кто нам скажет, что мы глухие, что не слышим ничего? Если руки у нас золотые, ими можно добиться всего». Школа ориентирована на обучение и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, воспитание готовности и умения жить и работать в коллектив среди слышащих, развитие общительности, стремление к расширению социальных контактов. Педагогическая концепция школы заключена в словах Ф.Ф. Рац: «Правильный подход к проблеме интеграции людей, лишенных слуха, в обществе слышащих состоит в том, чтобы путем эффективного по-строенного обучения и воспитания предоставить им для этого максимальные возможности, сохранив при этом за ними право в дальнейшем само-стоятельно выбирать себе общество». Сейчас в школе интернате обучается 116 учащихся, что составляет 14 классов и 13 воспитательских групп. В школе 21 учебный кабинет. В число учебных кабинетов входят специализированные кабинеты для индивидуальной фронтальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 2 мастерских (слесарно-столярная и швейная), 3 зала (спортивный, актовый, игровой), 3 методических кабинета (по учебной работе, воспитательной работе), стоматологический кабинет, лаборатория для слухопротезирования. С целью совершенствования физических качеств человека, укрепления и сохранения его здоровья, разностороннего формирования личности в 1975 году был построен школьный спортивный зал. В настоящее время физическое воспитание в школе-интернате для детей с недостатками слуха осуществляется в форме урока физкультуры, музыкально-ритмических занятий, утренней зарядки, физкультминуток на уроках, ритмических (подвиж-ных) перемен, спортивных часов, различных форм внеклассной спортивной деятельности. В школе работают спортивные секции по мини-футболу, бильярду, баскетболу, волейболу, теннису, шашкам. В числе мероприятий, укрепляющих здоровье детей, особое место занимает режим дня. Чередование различных видов деятельности, труда, отдыха способствует сохранению жизнедеятельности и работоспособности учащихся, укрепляет их здоровье. В режиме определены, виды деятельности учащихся во внеурочное время и часы их проведения. С большим интересом учащиеся посещают кружки «Резьба по дереву», «Рукоделие», «ИЗО», «Гобелен», «ЮИД», «Белая ладья» и другие, занимаются в кружках при городской станции юннатов и Дома творчества юных. Большой популярностью среди детей с недостатками слуха пользуются Цирковой кружок «Арлекино» при ГДК. Воспитанники принимают активное участие в республиканском фестивале детского и художественного творчества школ-интернатов «Вясёлкавы карагод», где неоднократно занимали первые и вторые места. Особенно привлекательно общественное признание ценности творческого труда циркового кружка в выездных шефских концертах в г. Бресте, г. Пружанах и др. Являясь коллективом-спутником образцовой цирковой студии «Солнышко», участники кружка были включены в мероприятия, проводимые студией «Солнышко», в программе «Смеха ради», «Стрелы Амура» ко дню Святого Валентина, а также в отчетном концерте ГДК «Поющие руки», в концертной программе, посвященной Дню инвалида; во многих праздниках, проводимых школой-интернатом согласно календарному плану. Это и «День учителя», «Праздник Вежливости», «День урожая», «Красный, желтый, зеленый», «День защитников Отечества», а также в Новогодних вечерах и утренниках. Ежегодные профилактические осмотры детей, проводимые в школе-интернате врачами-специалистами, способствуют предупреждению за-болеваний, позволяют принять меры по оказанию помощи заболевшим, проконсультировать родителей. В состав медицинского персонала учреждения входят главный врач школы, диетсестра, 4 дежурных медсестры, медсестра-массажист, медсестра физиотерапевтического кабинета и стоматолог. Знание особенностей развития детей с недостатками слуха помо-гает педагогу найти индивидуальный подход к воспитаннику и создать наиболее благоприятные условия для преодоления последствий нарушения слуха, поэтому в единстве с педагогическим коллективом школы работают психолог и социальный педагог. Для решения различных учебных задач эффективно используется в каждом классе ТСО. Вопросу развития слухового восприятия всегда придавалось серьезное значение. На протяжении нескольких десятилетий слухоречевая реабилитация детей с нарушением слуха является одной из ведущих задач коррекционной работы школы. Все классы оснащены ТСО, ЗУА коллективного пользования. По линии гуманитарной помощи из Дании, Германии, Италии все учащиеся обеспечены слуховыми аппаратами. Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т.к. это две стороны одного процесса. В слуховом центре имеются 2 компьютера. Существующие специальные про-граммы «Видимая речь» и «Коммуникация» предназначенные для восприятия речи и ее продуцирование на слухо-зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения звука учителем и оценки собственного произношения. Компьютер в учебном процессе применяется и как объект изучения. 2 компьютерных класса, один из которых оснащен современной аппаратурой, позволяет учащимся писать тексты на компьютере, осуществлять поиск информации, составлять простые программы с опорой на готовые алгоритмы, сочинять рабочую программу с программным обеспечением, составлять алгоритм решения учебных задач и др. Знание возможных областей применения ЭВМ, а также общих возможностей различных типов компьютеров в будущем позволит повысить уровень социальной адаптации лиц с нарушением слуха, т.к. в работе с ЭВМ используются те же средства коммуникации, что и у слышащих. Педагогический коллектив школы состоит из 67 педагогов, 62 из них имеют высшее образование в т.ч. 35 – дефектологическое; 7 – прошли трехэтапную специализацию по дефектологии. За годы существования школы в ней работали 29 династий и семейных пар. Школа-интернат работает над комплексно-целевой программой «Развитие речи слабослышащих и глухих учащихся, как основное средство коррекции развития личности». В школе создана атмосфера сотрудничества, взаимодоверия и взаимопонимания между взрослыми и детьми. Ученик – не объект воспитания, а активный участник учебно-воспитательного процесса. Добрые отношения в сочетании с разумной требовательностью – главные условия работы школы-интерната.

ШКОЛА СЕГОДНЯ

Школа сегодня – это адаптивное образовательное пространство в котором дети с нарушением слуха имеют возможность получать дошкольное, базовое и среднее образование. Школа сегодня - это достаточно хорошая материально-техническая база для организации эффективной коррекционной работы с детьми-инвалидами, это действующий центр формирования произношения и развития слухового восприятия. Школа сегодня - это комфортные условие для проживания обучающихся. Школа сегодня - это высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив увлечённый делом образования особенных детей. Школа сегодня – это медицинский персонал, деятельность которого ориентирована на сохранение здоровья учащихся. Школа сегодня – это компетентный обслуживающий персонал. Школа сегодня – это доступное качество образования, ориентированное на личность особенного ребёнка, развитие его способностей, задатков, индивидуальности, на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними. Школа сегодня – это эффективная учебная деятельность через поиск новых форм, методов её организации, которое способствует решению задач социальной адаптации учащихся с нарушением слуха. Школа сегодня – это сотрудничество с социумом: эколого-биологическим центром детей и юношества, районным центром детского творчества, дворцом культуры, Кобринским межшкольным учебно-производственным комбинатом, ДОСААФ для формирования активной личности ребёнка с нарушением слуха при условии разнообразной организации развивающей деятельности. Школа сегодня - это содержательная, воспитательная работа по формированию адаптивной жизненной позиции особенного ребёнка направленная на воспитание, здоровьесбережение активной гражданской позиции, экологической культуры, трудовых навыков. Школа сегодня – это достижения в смотрах художественного творчества, в спорте среди детей с ОПФР в области и республике. Школа сегодня – это сотрудничество с учебными заведениями где продолжают учиться или работать наши ученики, с организациями, заинтересованными в оказании благотворительной помощи детям-инвалидам. Школа-сегодня – это сотрудничество педагогов и родителей по формированию жизнеспособной личности ребенка с нарушением слуха. Школа сегодня – это успешно интегрированные в современное общество выпускники, которые трудятся на предприятиях республики, получаю профессиональное образование. Сегодня школа ориентирована на развитие, которое совершается каждодневно, благодаря высокому профессионализму педагогов, сотрудников, творческим инициативам учащихся в решении задач обеспечения качества образования и подготовки обучающихся к самостоятельной жизни.