Разделы сайта

Главная

История и традиции

Листая страницы истории
Государственного учреждения образования
«Кобринская специальная школа-интернат»

Истоки Государственного учреждения образования «Кобринская специальная общеобразовательная школа-интернат» начинаются с улицы Советской.

Город Кобрин. Улица Советская – одна из старейших улиц города, архитектурно - планировочная структура которой начала формироваться в ХV-XVI столетиях. Самое раннее известное наименование, по ревизии 1563 года — Черевачицкая (по названию деревни Черевачицы). Она являлась западной частью дороги из Пинска на Брест. С направлением на Брест связано следующее историческое название, Брестская. В период польского порядка 1921-1939 гг. улица дважды меняла наименование: сначала называлась ул. Легионов (в честь польских формирований); позже улице присвоено имя убитого в 1934 году польского министра внутренних дел Бронислава Перацкого. С 1939 года и до настоящего времени – это улица Советская.

Документы архива Кобринского бюро РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» свидетельствует, что здание № 88 по ул. Брестской (ул. Советской) было построено в 1870 году.

Кобрин в те годы входил в состав Российской империи, являлся городом Гродненской губернии. Не смотря на то, что западная часть города была мало населена жителями, жизнь здесь протекала бурная, ведь по Брестской улице (ул. Советской) не только постоянно шло движение в направлении главной городской пощади, но и проезжало много экипажей в направлении Бреста.

В связи с исторической обстановкой в государстве во второй половине ХIХ века на ул. Брестской (ул. Советской) возник обширный казарменный городок, служивший исключительно для расквартировки солдат. В 1902 году   пара двухэтажных кирпичных зданий-близнецов, расположенных по обеим сторонам ул. Брестской (ул. Советской), как в зеркало смотрели друг на друга. Сейчас в одном из них располагается здание специальной общеобразовательной школы-интерната. Постройка № 88-типовое здание солдатских казарм. Это было прямоугольное здание с односкатной крышей, накрытой кровельной жестью, и низким цоколем. В ходе реформ, начатых по инициативе министра финансов, Законом от 6 июня 1894 года в России поэтапно вводилась винная монополия. Здание № 88 выполняло функцию складского помещения. После отмены винной монополии здания монопольного склада были отданы под школьный городок. Помещение по ул. Брестской (ул. Советской) № 88 входило в состав школьного комплекса.

В 1939 году, после воссоединения Западной Белоруссии с БССР, здание было принято на баланс Райкомхоза в соответствии с решением о муниципализации и продолжало свою функцию.

В годы оккупации г. Кобрина немецко-фашистскими войсками (1941-19944 гг.) гитлеровцы приспособили дом под конюшню. В результате артобстрелов и бомбардировок большая часть строений была уничтожена, но старинное здание уцелело в пламени жестокой войны.

Следующий этап в жизни исторического здания начинается в 1946 году. 22 марта 1946 года приказом по № 97 по Министерству просвещения БССР в Кобрине была создана Центральная Республиканская школа для детей с расстройствами слуха и речи (архивные материалы свидетельствуют, что спецшкола в Кобрине функционировала уже осенью 1945 года). Директором учреждения был назначен Либерман З.Л. (до настоящего времени полное имя и отчество не установлены).

Два кирпичных здания, расположенных рядом, были предоставлены интернатному учреждению. В одном из них по ул.Советской (ныне 88) разместили спальные комнаты воспитанников, учебные классы и учительскую. В этом же здании были обустроены баня, прачечная и складские помещения. В другом здании, расположенном в дворовой части, находились административные помещения и мастерские для трудового обучения. Питались воспитанники в помещении школьной столовой, где у интерната были отдельный пищеблок и склад продуктов.

Первые годы работы Кобринской школы для детей с расстройством слуха и речи − одна из удивительных страниц в истории становления специального образования в нашей стране. Интернат обеспечивал обучение детей с нарушением слуха и речи, переживших военное лихолетье, у многих воспитанников родители погибли во время боевых действий, или проживали в отдаленных от спецшколы городах и поселках. Это были дети не только с врождёнными отклонениями от здоровья, но и с приобретёнными заболеваниями, вызванными войной,– следствиями контузий, ранений, перенесённых стрессовых ситуаций.

Открытие школы пришлось на нелегкие годы послевоенного восстановления в стране народного хозяйства, поэтому определение детей в интернат было большим подспорьем для матерей, большая часть которых в одиночку тянула в жизнь опалённое войной поколение. Многие из прибывших детей в интернат были круглыми сиротами.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что в марте 1946 года Кобринская школа-интернат приняла первых своих воспитанников, переведённых в учреждение из Кобринского спецдетдома. Их было всего несколько человек. В школе организовано пять классов: приготовительный, первый, второй, третий и четвёртый. Дети с расстройством слуха и речи переводились в интернат из дошкольного детского дома пограничного посёлка Домачево, Петриковского детского дома, Мозырского спецдетдома, Жлобинского детприёмника и других учреждений. На штатные должности от 1 апреля 1946 года были приняты 20 человек. Из них 5 учителей, 5 воспитателей и 1 медсестра.

Это было время не только хозяйственного становления учебного заведения, но и время становления подготовительного периода в методике специального образования слабослышащих воспитанников. Уже к июню 1946 года в школе было 16 слабослышащих учащихся разного возраста и разного уровня сформированности речи: от наличия зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, зачастую представленный обрывками слов) до относительно сложившейся речи с отдельными лексико-семантическими, фонетическими и грамматическими недостатками. Поэтому первостепенной функцией учреждения являлась задача обучения воспитанников правилами пользования звукоусиливающей аппаратурой. Кобринской школе была передана звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования - микрофонный класс, - позволявшая организовывать занятия с коллективом в 10-12 человек. Каждое ученическое место снабжалось микрофоном, головными телефонами и регуляторами усиления. Усилитель общий, а необходимая коммутация была сосредоточена у педагога. Приобретением навыков пользования аппаратурой и занимались воспитанники школы весной 1946 года, одновременно активно помогая работникам интерната в налаживании хозяйственной жизни.

В течение лета 1946 года члены коллектива вместе с директором и воспитанниками трудились, чтобы к сентябрю оборудовать классы и спальни.

1 сентября 1946 года прозвучал первый звонок в новой школе. И началась обычная школьная жизнь с её уроками и контрольными, переменами и школьными праздниками, радостями и огорчениями. Центральная республиканская школа для детей с расстройством слуха и речи в г. Кобрине столкнулась со всеми трудностями послевоенного времени: не хватало мебели, недоставало учебников, тетрадей, наглядных пособий.

Фонд школьной библиотеки состоял из одного-двух десятков книг, а учебников хватало лишь на 20-30% учащихся.

Большинство занятий проводилось вообще без учебников. Однако благодаря шефству воинских частей, в школе было тепло, уютно, учащиеся получали горячее питание.

Решением Кобринского горисполкома школе было выделено несколько гектаров пахотной земли для организации своего подсобного хозяйства и растениеводства. Силами сотрудников и подопечных производились все необходимые работы на подсобной земле. Интернат имел собственную конюшню на несколько лошадей, свиноводческое хозяйство, птицеферму.

Для трудового обучения воспитанников были оборудованы трудовые мастерские: швейная, обувная, слесарная и столярная.

К лету 1947 года в интернате насчитывалось уже 64 воспитанника. Педколлектив работал самоотверженно, практически без выходных.

Приказом № 212 по Министерству просвещения БССР от 08.09.1947 г. «О работе спецшкол БССР» было положено начало дифференциации обучения детей с расстройством слуха и речи».

В Кобринскую школу, являвшуюся на то время лучшей в республике, были направлены тугоухие дети со всех белорусских школ.

Приказом № 54 от 21 августа 1948 года директором школы слуха и речи был назначен Удодов Андрей Семёнович (годы руководства 1948-1953 гг.). Он был прекрасным человеком, мудрым руководителем.

Теличко Николай Григорьевич

С 9 сентября 1953 года Центральную Республиканскую школу для детей с расстройством слуха и речи в г. Кобрине возглавил Теличко Николай Григорьевич.

«Требовательный, настойчивый, мудрый» - так отзывались о нём коллеги. В годы его руководства в 1960 г. было построено новое типовое здание на 150 мест, отдельное здание для учебно-производственных мастерских.

В связи с изменением контингента учащихся с 1сентября 1960 г. школа была переименована в Кобринскую школу-интернат для тугоухих детей, а с 01сентября 1962 г. – в Кобринскую спецшколу-интернат для слабослышащих детей.

Николай Григорьевич – офицер-фронтовик, отмеченный боевыми наградами, занимал активную жизненную позицию, был творцом поэзии и являлся членом Союза писателей. Он являлся автором более десятка поэтических книг. Он прошел по жизни, как солдат, с полной боевой выкладкой, без жалоб и нуды. И был прав, сказав о своем поколении воевавших: «Мы воплотимся в последние роли и достойно из этого мира уйдем…». Фронтовая закалка в нем сочеталась с ответственностью, доброжелательностью, интеллигентностью высокой пробы. Многие годы жизни Николая Григорьевича были связаны с Кобрином и Брестом, а в последнее время он жил у дочери в Киеве. Николай Григорьевич перешагнул рубеж 90-летия, умер в апреле 2014 г., но был ещё полон творческих устремлений и замыслов.

Удодов Андрей Семёнович (слева на фото) и Теличко Николай Григорьевич (справа на фото).

На первомайской демонстрации

В школьной теплице

Гребенчук Алексей Иванович

С 1966 по 1994 год руководил учреждением Гребенчук Алексей Иванович. Со школой, с педагогикой была связана вся его жизнь.

Алексей Иванович родился 22 февраля 1930 года в деревне Студенка Кобринского района в семье сельских тружеников.

До войны обучался в начальной школе. С августа 1943 года по июль 1944 года Алексей являлся связным партизанского отряда имени В. И. Чапаева, затем партизанской бригады имени В.И.Чапаева Брестской области. За активное участие в партизанском движении Алексею Ивановичу вручили удостоверение партизана и памятный знак «Партизан Беларуси»; он награждён медалью «За отвагу».

В 1945 году продолжил учёбу в Муховлокской семилетней школе, с отличием окончил Брестское педучилище, обучался в БГУ на географическом факультете.

В 1955 году начал трудовую педагогическую деятельность учителем НВП и физкультуры Стриговской СШ Кобринского р-на.

С 1957 по 1961 гг. работал директором Козищенской семилетней школы.

В 1961 году переведён на работу в Кобринский РК КПБ в качестве лектора. С 1963 года был инструктором отдела пропаганды и агитации по школам. Вёл активную общественную работу, выбирался депутатом в районный Совет.  

Благодаря его трудолюбию, способности руководителя в организации образовательного процесса, мудрости во взаимоотношении с педагогами и учащимися, школа-интернат поддерживала статус лучшего учреждения в республике в методической работе, в творческих и спортивных достижениях учащихся, на базе школы-интерната проходили областные, республиканские семинары, дважды – всесоюзные научно-практические конференции.

Алексея Ивановича ценили и уважали за профессионализм, жизнерадостный характер, сердечность и порядочность. С Алексеем Ивановичем работал сплочённый, целеустремлённый, творческий, коллектив, обладающий высокопрофессиональными качествами. Алексей Иванович награждён значками «Отличник народного образования» БССР и СССР, юбилейной медалью «За доблестный труд...», многочисленными грамотами и дипломами. Ушёл из жизни Алексей Иванович в 2010 году.

Пионерский сбор

Педагогический коллектив 90-е годы

Скробот Любовь Николаевна

Скробот Любовь Николаевна родилась 08 февраля 1949 г. в посёлке Нижнеяблочном Котельниковского района Волгоградской области.

В 1966 году получила среднее образование в Красноярской средней школе. С 1967 по 1970 гг. обучалась в Дубовском педучилище на факультете начальных классов. В 1979 году окончила Брестский педагогический институт имени А.С. Пушкина по специальности учитель начальных классов. С 1980 обучалась в Минском государственном педагогическом институте имени А.М.Горького на факультете дефектологии по специальности дефектология. В 1983 году получила квалификацию учителя школ глухих и слабослышащих.

Трудовая деятельность началась с 1966 года в качестве воспитателя Выпасновской школы-интерната. С 1967 года работала учителем начальных классов Котельниковской начальной школы. С 1970 по 1973 гг. работала воспитателем Нижнеяблочной школы. В 1973 году переехала в г. Кобрин, где работала в детском саду №13 заведующей хозяйством, а затем педагогом-организатором.

В 1976 году была принята пионервожатой в Кобринскую спецшколу-интернат для слабослышащих детей. В 1982 году переведена учителем русского языка и литературы, учителем индивидуальной работы. В 1985 году Любовь Николаевну назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе. С 1994 по 2010 занимала должность директора школы-интерната.

Любовь Николаевна за годы работы директором придала школе статус средней (1993 г.), открыла дошкольное отделение (2005 г.), обеспечила капитальный ремонт основного здания школы-интерната (2009г.), развивала международное сотрудничество в целях оздоровления учащихся и укрепления материально-технической базы.

Годы напряжённой работы, увлечённого поиска, служения детям и делу, которое стало её призванием и смыслом жизни, способствовали развитию международного сотрудничества в целях оздоровления учащихся и укрепления материально-технической базы. В 1993 году школа приобрела статус учебно-воспитательного учреждения «Кобринская общеобразовательная специальная школа-интернат для слабослышащих детей», а у учащихся появилась возможность получить среднее образование. С 2004 года – школа переименована в учреждение образования «Кобринская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха».Любовь Николаевна за годы работы директором открыла дошкольное отделение (2005 г.), обеспечила капитальный ремонт основного здания школы-интерната (2009 г.). Последовательно решая задачу раннего выявления, обучения, воспитания и развития одарённых и высоко мотивированных детей, руководитель предоставила обучающимся широкий спектр выбора занятий по интересам, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. Учащиеся регулярно и результативно принимают участие в городских, районных и республиканских в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. На протяжении многих лет школа занимает призовые места в областном рейтинге фестивального движения.Обладая исключительно высокой целеустремлённостью, Любовь Николаевна обеспечила выпускникам успешное жизнеустройство, поступление в ССУЗы и ВуЗы.

За период работы в Кобринской спецшколе-интернате Любовь Николаевна награждена грамотами Кобринского райисполкома, Кобринского районного Совета депутатов, управления образования Брестского облиисполкома, Брестского областного комитета, Министерства образования Республики Беларусь.

Скробот Л.Н. в рабочем кабинете

Скробот Л.Н. с выпускниками и педагогами на «Последнем звонке»

Скробот Л.Н. с выпускниками и педагогами на выпускном вечере

Встреча Скробот Л.Н. с представителями итальянского фонда «Поможем им жить»

Скробот Л.Н. (в центре) с директорами учреждений образованияинтернатного типа Б
рестской области, 1999 год

 

Драгун Тамара Ивановна

Драгун Тамара Ивановна родилась 7 апреля 1970 года в деревне Збураж Малоритского района Брестской области.

В 1992 году окончила Брестский педагогический институт имени А.С. Пушкина по специальности физика, математика. В 1998 году окончила Минский педагогический институт по специальности дефектология.

С 1992 года работала воспитателем в Кобринской специальной школе-интернате для слабослышащих детей, с 1994 - учителем информатики и математики, с 2002 года - заместителем директора по воспитательной работе.

В 2010 году назначена на должность директора УО «Кобринская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха».

Под руководством Тамары Ивановны учреждение образования сохраняет и развивает свои традиции. Педагогический коллектив принимает активное участие в методических выставках и конкурсах. В 2014 году на І республиканском конкурсе «Лучшее учреждение специального образования» учреждение награждено дипломом Министерства образования Республики Беларусь за создание системы методической работы по повышению профессионального уровня педагогических работников в номинации «Лучшая специальная общеобразовательная школа-интернат». Эта высокая награда стала возможной благодаря кропотливому и плодотворному труду директора, её самоотдаче и искренней вере в успех развития учреждения и поддержанию его имиджа.

Учащиеся традиционно удерживают призовые места на республиканском фестивале «Вясёлкавы карагод», республиканских спартакиадах и чемпионатах для лиц с нарушением слуха, участвуют в инклюзивных конкурсах международного значения.

В целях дальнейшей реорганизации с 1 сентября 2014 года в учреждении образования открыты дошкольные группы и первый класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В 1915, 2020 годах школа-интернат успешно прошла аккредитацию на соответствие заявленному виду «специальная общеобразовательная школа-интернат».

Созданная Тамарой Ивановной современная материально-техническая база учреждения позволяет внедрять современные технологии обучения и управления организацией. Школа оснащена мультимедийным оборудованием, позволяющим применять в образовательном процессе ЭОР нового поколения, использовать дистанционные формы взаимодействия, участвовать в вебинарах, различных конкурсах и проектах, показывая достойные результаты.

Проявляя высокую компетентность и целеустремлённость, обладая исключительно высокой работоспособностью и профессионализмом, учреждение под руководством Тамары Ивановны активно позиционирует свой опыт через работу ресурсного центра специального образования для детей с нарушением слуха. На базе школы проводятся мероприятия для педагогов региона, работающих с детьми с нарушением слуха.

Тамара Ивановна является председателем областного Совета руководителей интернатных учреждений Брестской области, с 2014 по 2019 год входила в состав республиканского Совета руководителей учреждений специального образования.

Тамара Ивановна награждена грамотами главного управления по образованию Брестского облисполкома, Министерства образования Республики Беларусь, областной общественной организации «БелОГ», удостоена награды «Выдатнiк адукацыi» Республики Беларусь.