Разделы сайта

Главная

Советы психолога

Рекомендации выпускникам по психологической подготовке к экзаменам

  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
  • Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.
  • Накануне экзамена с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

Как успешно подготовиться к экзаменам

Существует мнение, что экзамен - это лотерея. Тогда чем объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно, а другие «проваливаются»? И это почти всегда при одинаковом уровне подготовленности. Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа.

Вам могут быть полезными следующие рекомендации.

  1. Учитывайте учительский стереотип: «Сильные идут первыми». Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первыми или в конце - среди «троечников».
  2. При подготовке ответа запишите план ответа( его логику ), а если есть время – конспективно весь ответ. Обязательно запишите те сведения, которые вы можете упустить, растерявшись. Это даты, формулы, определения. И не бойтесь заглядывать на листок во время ответа.
  3. Если предыдущий ученик ответил плохо, продемонстрируйте прямо противоположный стиль ответа.
  4. Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т.е. не говорите: «Это элементарно» и т.д. У преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в его науке ничего элементарного нет.
  5. Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начинаете со второго вопроса, не спрашивайте разрешения, не демонстрируйте незнание.
  6. Владея общими знаниями, ко многим выводам можно придти самостоятельно.
  7. Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.
  8. При переписывании со шпаргалки снижается объем памяти.
  9. Слушайте предыдущих отвечающих - так вы можете узнать необходимый вам материал.
  10. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75 - 80 % - 20-25 %. Если дополнения преподавателя будут занимать больше 25%, у него может появиться ощущение, что отвечал он, а не вы. Естественно, хорошей оценки у вас не будет.
  11. Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку.
  12. Во время ответа примите позу уверенного в себе человека, сделайте соответствующее выражение лица, говорите четко, уверенным голосом.
  13. Речь должна быть выразительной: а) акцентируйте важные слова; б) изменяйте темп речи; в) меняйте темп голоса (не допускайте монотонности); г) не забывайте о своем внешнем виде; д) следите за мимикой; е) контролируйте жесты.
  14. Используйте прием сокращения нескольких замечаний. Искусство этого способа заключается в том, чтобы на несколько существенных замечаний отвечать одной легкой фразой, которая лишь частично несет содержание сделанных замечаний и выгодно звучит. Для этого количество замечаний необходимо сократить, «забыв» повторить самые существенные, а остальные перефразировать в выгодном для вас свете.
  15. Перефразирование:
    а) Вы ошиблись. Да, я перепутал.
    б) Вы не знаете. Да, я не могу вспомнить.
    в) Тут вы не правы. Да, я не учел.
    г) Вы неправильно определили. Да, я не до конца раскрыл.