Разделы сайта

Главная

Рекомендации педагогам

Благодари!

Если тебе плохо – начинай благодарить!

Собственное тело за то, что, несмотря ни на что, дышит и обеспечивает жизнедеятельность.

Если тебе страшно – начинай благодарить!

Собственное сердце и душу за то, что они живы и могут чувствовать.

Если тебе больно – начинай благодарить!

Жизнь и «врагов» за то, что уроками боли они помогают тебе преодолеть, побеждать себя и развиваться, продолжая путь вперёд.

Если тебе одиноко – начинай благодарить!

Тишину и пространство за возможность побыть наедине с собой, повернуться к себе и сказать что-то важное, в чём-то признаться. А может быть просто отдохнуть и восстановиться.

Если тебе хорошо – тоже благодари!

Каждую свою клеточку за возможность жить и любить.

Если ты счастлив – благодари!

Каждого, кто является сотворцом твоего счастья. Каждого ангела-помощника на твоем пути.

Если ты чувствуешь крылья за спиной – благодари!

Свой род, семью, друзей, учителей – это они безмолвно стоят за тобой и оберегают своею любовью, исцеляют и ведут тебя по жизни.

 

 

Причины и факторы зарождения насилия в семье

  • Стремление изменить поведение ребёнка
  • Желание получить психологическую разрядку, подавляя слабых членов семьи (дети – самая уязвимая часть нашего общества)
  • Жестокость как самоцель, когда человеку нравиться причинять боль другим

         Существуют факторы риска, увеличивающие вероятность жестокого поведения родителей.

1. Факторы риска, связанные с особенностями личности родителей:

1.1 опыт насилия (физического и психического), полученный родителями в детстве со стороны собственных родителей, которые применяли физические методы воспитания, сравнивали своего ребенка с другими детьми;

1.2 эмоциональная неустойчивость родителей: раздражительность, низкий уровень самоконтроля, агрессивность и т. д. Такие родители воспринимают ненадлежащее с их точки зрения поведение ребёнка как повод для применения насилия;

1.3 особенности отношения к ребёнку: общение с позиции силы, повышенная требовательность и постоянный контроль. Такие родители считают, что физические наказания являются эффективными методами воспитания;

1.4 низкий уровень развития социальных навыков: не умение разрешать конфликты, справляться со стрессом, просить помощи у других. Это приводит к социальной изоляции семьи, так как такие люди не умеют дружить и связывать себя теплыми отношениями с родственниками, соседями, друзьями;

1.5 неразвитость родительских навыков и чувств. Такие родители «глухи» к потребностям детей, они не в состоянии подавить возникающую агрессию и гнев по отношению к ребёнку. Это психологически незрелые личности, которые не имеют необходимых знаний о развитии ребёнка и его воспитании;

1.6 психические заболевания, злоупотребление алкоголем и наркотиками порождают у родителей нервозность, возбудимость, делают их эмоционально холодными. Алкоголь и наркотики снимают моральные и нравственные запреты в отношении насилия над детьми;

1.7 супружеские проблемы родителей. Ели у родителей есть проблемы в сфере эмоциональной и физической близости, то этот обязательно проявиться в их отношении к детям. Они не смогут дать детям чувства нежности и близости.

2. Факторы риска, связанные с особенностями личности ребёнка:

2.1 ребёнок с агрессивным поведением, тяжёлым характером. Родители не всегда знают, как вести себя с таким ребёнком, что увеличивает риск применения к нему насилия. Также могут вызывать раздражение и агрессию дети, которые требуют повышенной ласки и внимания, а родители не способны или не хотят уделять им достаточно сил и внимания.

2.2 пол ребёнка. Родители ожидали ребёнка другого пола, поэтому свое недовольство вымещают на малыше.

2.3 Нежеланный ребёнок. Родители не планировали рождение ребёнка, поэтому он им не очень нужен.

2.4 Ребёнок с особенностями психофизического развития. Родители не готовы принять и полюбить особенного ребёнка, удовлетворять его особые потребности, поэтому срываются и применяют насилие.

  1. Факторы риска, связанные с социально-экономическими условиями:

3.1 недостаточная информированность общества о проблеме насилия. Родители не всегда знают о последствиях жестокого обращения с детьми. Иногда они не расценивают свои действия или действия других взрослых как насилие. Им кажется, что это просто воспитательные меры (особенно это касается психологического насилия и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей);

3.2 постоянная демонстрация сцен насилия в средствах массовой информации, которая способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь. Тиражирование насильственных моделей поведения «примиряет» нас с ситуацией насилия, оправдывая достижение краткосрочного результата жестокими действиями;

3.3 расслоение общества, приводящее к бедности или нищете части населения. Финансовые затруднения порождают напряжение в семейных взаимоотношениях. Работая на нескольких работах, родители не могут уделять необходимого внимания своим детям;

3.4 низкая заработная плата родителей или потеря ими работы. Свой страх и недовольство родители зачастую выплескивают на детей.

 

 

 

 

Интернет - зависимость у подростков

           Сегодня интернет-зависимостью у детей и подростков называют поведенческое расстройство, при котором человек имеет навязчивое желание выйти в сеть и теряет контроль над временем, проведенным за монитором. Дети проводят время в сети по-разному. Мальчики больше любят «стрелялки», девочки могут часами листать ленту инстаграма. Выделяют три вида зависимости от компьютера:

  • Игровая зависимость – чрезмерное увлечение компьютерными играми, которые постепенно вытесняют реальную жизнь. Реалистическая графика и насыщенный сюжет дают ребёнку эмоции, а игровые чаты могут полностью удовлетворять потребность его в общении. Во многих играх есть рейтинги, ежедневные задания, системы поощрений, что дополнительно удерживает игрока.
  • Зависимость от соцсетей – навязчивое желание проверять, нет ли новых лайков и сообщений, подолгу листать ленту, заводить сетевые знакомства.
  • Зависимость от сетевого серфинга – бесцельное блуждание по сети, которое постепенно занимает все больше и больше времени.

             Не всегда пребывание ребёнка за компьютером означает зависимости. Ключевое отличие увлечения от настоящего поведенческого расстройства – утрата контроля над тягой к играм или соцсетям, размытая граница между виртуальным и реальным миром. Повседневные дела теряют смысл и становятся обузой, с которой хочется быстрее покончить, чтобы погрузиться в виртуальную жизнь. Некоторые родители считают компьютерную зависимость плохой привычкой, но на самом деле это болезнь, и она внесена в мировую классификацию болезней.

           Рассмотрим симптомы компьютерной зависимости подростков:

- потребность проводить в сети все свободное время, отсутствие других увлечений и хобби;

- синдром отмены: беспокойство, раздражительность при невозможности выйти в сеть;

- неоднократный обман родителей или других близких относительно времени, проведенного за компьютером;

- раздражительность, агрессия в ответ на запреты или уговоры отвлечься от компьютерной игры, соцсетей;

- стремление продолжить играть, несмотря на проблемы в учёбе, испорченные отношения с родителями и друзьями;

- пренебрежение внешним видом и личной гигиеной – подросток может перестать мыться без напоминания, становиться равнодушным к своей внешности;

- физические признаки: бессонница, нервозность, сухие воспалённые глаза, головные боли, боль в запястье от работы с мышкой.

           Кто и почему приобретает зависимость? Многие дети знакомятся с компьютером и телефоном в 2-3 года, но не все в подростковом возрасте приобретают зависимость. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе и не научились получать удовольствия от хобби, чтения, спорта, живого общения. Тогда подросток в погоне за положительными эмоциями выбирает простой путь – сериалы, вредную еду, компьютерные игры. Всё это доставляет удовольствие без усилий и быстро вызывает привычку.

           Причины компьютерной зависимости у подростков:

1. Застенчивость и проблемы в общении. В играх и соцсетях для того, чтобы привлечь внимание к себе, достаточно прокомментировать чьё-то фото, пройти вместе одну миссию. В реальной жизни заводить новые знакомства намного труднее, поэтому застенчивым подросткам интернет-среда кажется хорошим выходом. Она расширяет виртуальный круг общения, но в обычной жизни коммуникативные навыки не формируются и нет навыков общения. Более того, ребёнок теряет интерес к общению в живую.

2. Желание доказать превосходство, получить признание. Строя замки, убивая монстров или снимая ролики в соцсетях, подросток получает восхищение и поддержку, которых у него нет в реальном мире. Он чувствует себя значимым и важным, видит лайки как одобрение сверстников. Бесполезно думать, как отучить подростка от компьютерной зависимости, если в жизни у него нет ситуации успеха. И они не появятся из ниоткуда, если отключить дома интернет – над ними нужно совместно работать.

3. Отсутствие традиций отдыха в семье. Семейные поездки, занятия спортом, хобби, в которых нужно делать что-то своими руками, учат детей развлекаться, занимаясь делом. Невозможно приучить ребёнка к чтению, если он никогда не видел родителей с книгой в руках.

             Игромания давно привлекала внимание психиатров, которые выделили 4 этапа погружения в виртуальную жизнь:

- доклинический этап – у ребёнка появляется потребность играть или проводить много времени в сети, но зависимости ещё нет. Достаточно помощи родителей или психолога. Проблема обычно в неумении развлекаться без гаджетов или общаться. Но если подростку предложить интересное дело, он отвлекается от сетевых развлечений, главное – не запустить ситуацию;

- клинические изменения личности - подросток ищет возможность играть или заходить в соцсети как можно чаще, не умеет и не хочет по-другому отдыхать и расслабляться. Интереса к другим развлечениям почти не остаётся, или они проигрывают в его системе приоритетов. Появляются прогулы в школе, ложь родителям и учителям, трата всех карманных денег на платные опции в игре. Чтобы помочь подростку избавиться от зависимости на этом этапе, родителям нужно создать достойного конкурента интернету. Например, вместе заняться спортом, отправиться в длинный туристический поход;

- клиническая зависимость – это когда подросток не может оторваться от игры, даже если захочет. Все его планы связаны с игрой, в речи появляется много специфических терминов. Если вдруг по каким-то причинам подросток не имеет возможности сесть за гаджет, возникает подавленность раздражительность, тревожность. Он становиться равнодушен к семейным делам, может проявлять чёрствость к родителям и близким. На этом этапе необходима помощь психотерапевта.

            Стадия десоциолизации характеризуется выпадением из общественной жизни, безразличием к своему внешнему виду, способностью подолгу обходиться без еды и сна, несмотря на плохое самочувствие. Его ничего не интересует и не радует. Если окружающие пытаются заговорить, отвлечь, он реагирует агрессивно. В этом случае необходима срочная психиатрическая помощь.

             Последствия компьютерной зависимости для подростка крайне негативны. Ребёнок не пользуется средствами общения, не развивает их, соответственно, это обедняет его коммуникацию, и как итог - проблемы в налаживании контактов со сверстниками, умении считывать эмоции и адекватно реагировать.

             Ещё один важный момент – нарушения в формировании привязанностей. В сети легко заводить знакомства, но также легко расставаться. Можно добавить одного собеседника в чёрный список, и тут же найти другого. В результате у подростка не будет опыта реальных отношений со всеми их трудностями выяснений отношений и нахождения путей примирения – притирками, ссорами, прощениями.

             Не менее вредным последствием компьютерной зависимости у подростков является иллюзия достижений. В игре можно за несколько дней создать целую вселенную, а если что-то не получиться – пройти ещё раз этот уровень. В жизни нельзя так легко добиться успеха. Нет необходимых коммуникативных навыков, опыта преодоления трудностей, что приводит его к тому, что остается на обочине жизни.

             Зависимость от компьютера сопровождается целым рядом соматических проблем: портится осанка и развивается сколиоз, слабеют мышцы, нерегулярное питание и перекусы приводят к гастриту, портится зрение, недостаток сна приводит к раздражительности и стрессу. Такие проблемы хорошо видны взрослым, но незаметны для подростка.

             Любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Родители и психолог вместе с подростком должны начинать работать над выбором активного хобби в зависимости от интересов, склонностей и навыков ребёнка, над жизненными целями.

             У детей в семье должен быть выбор, как проводить свободное время и чем увлекаться. Если с ранних лет единственным вариантом отдыха были мультфильмы, в пубертатном возрасте их сменят виртуальные игры.

 

 

 

Рекомендации педагогом по гармонизации внутреннего состояния

Счастье – выживание. Так считает наш мозг, поэтому поощряет нас за все действия, которые способствуют выживанию. Поощряет он нас с помощью «гормонов счастья» - химических соединений, которые вырабатываются в качестве реакции на внешние и внутренние раздражители. Чем больше (и сбалансированнее) количество гормонов, тем счастливее мы себя чувствуем. Гормонов счастья всего четыре – эндорфин, дофамин, серотонин, окситоцин.

       1. Эндорфин работает как обезболивающее. Поэтому мы больше всего его получаем от спорта, смеха и плача.

     2. Дофамин – наш мотиватор. Мы получаем его за предвкушение чего-то (увидели в магазине джинсы) и за получение этого (купили джинсы). Еще мы получаем его «за новизну в жизни»: в путешествиях, от прочтения книг, знакомств с новыми людьми, полученных новых умений и т. д.

     3. Серотонин заставляет нас поддерживать свой статус. Проще говоря, мы его получаем, когда нас замечают. Заметить нас могут как из-за пирсинга в носу, татуировок, мини-юбок, так и за создание чего-то грандиозного – художественного шедевра, компьютерной игры, клипа, спортивных и профессиональных достижений. И то, и другое – серотонин, который требует разных усилий.

     4. Окситоцин – любовь в чистом виде. Когда о нас бескорыстно заботятся или когда мы бескорыстно о ком-то заботимся, происходит обмен окситоцином. Самый надежный источник окситоцина – физический контакт с человеком.

     В гормонах должен быть баланс. Если вы подсядете на эндорфин, то станете «тупым качком», если на серотонин, то станете одержимы славой, передозировка дофамина сделает из вас трудоголика, а окситоцина – зависимым от отношений. Вывод – заботьтесь обо всех гормонах по–немногу.

     Недостаток гормонов или их резкий перепад, например, в связи со смертью близкого, в итоге может привести к депрессии. К сожалению, когда мы не чувствуем себя счастливыми, мозг не говорит, какого именно гормона не хватает, поэтому выяснять придется самому, Вот несколько вопросов, которые вам помогут в этом разобраться:

     - Я поддерживаю физическую активность? (Эндорфин)

     - Я часто проявляю эмоции? (Эндорфин)

     - Я развиваюсь в профессии? (Дофамин)

     - Я часто узнаю, что –то новое? (Дофамин)

     - У меня есть поводы для гордости? (Серотонин)

     - У меня есть люди, о которых я забочусь? (Окситоцин)

     - У меня есть люди, которые заботятся обо мне? (Окситоцин)

     Некоторые гормоны можно получить, не вставая с дивана. Если закрыть глаза и представить любимого человека счастливым, мозг даст немного окситоцина. Если составит список вещей, которыми можете гордиться, это даст нам заряд серотонина. Если посмотреть на фотографии счастливых смеющихся любимых людей, в том числе и своих, это добавит положительных эмоций с эндорфином. Счастья и гармонии!

Информация для педагога по сопровождению учащихся,
оказавшихся в кризисной ситуации.

           События, которые могут привести к кризисной ситуации у учащегося:

  • смерть значимого человека (несчастный случай, болезнь, самоубийство, убийство);
  • смерть члена семьи ученика;
  • несчастный случай с учеником или одноклассником;
  • пожар, взрыв, обвал;
  • угроза насилие буллинг; террор, т.е. события, вызывающие ненависть, психическую неуравновешенность или злонамеренность, представляющую опасность для школы;
  • дорожное происшествие;
  • пропажа, похищение ребенка;
  • события в другом месте, имеющие существенное влияние (вследствие активного освещения в СМИ).

Действия педагога должны быть искренними и заинтересованными:

  • Постараться снизить чувство вины у детей – это самое важное.
  • Сообщать правду о пришедшем, что помогает снизить заражаемость идеями.
  • Не сообщать скабрезных деталей, например, подробностей о способе самоубийства, ни в коем случае не говорить о средства самоубийства.
  • Выделить время на размышление о произошедшем. В течение первой недели очень важно продолжать обсуждать суицид сверстника.
  • Помогать в выражении чувств, страхов, сомнений и переживаний с помощью различных видов деятельности в соответствии с их уровнем когнитивного развития (через рисунки, сочинения, коллажи о произошедшем);
  • Транслировать возможность обсуждать произошедшее наедине.
  • Разрешать действия горевания, в том числе спонтанные (например, оставлять письма, цветы);
  • Помогать в переживании горя и облегчении боли, с помощью выражения и демонстрации свои чувств;
  • Обратить их внимание на то, что, если у кого-то из них есть суицидальные мысли или серьёзные проблемы, очень важно, чтобы они сообщили для того, чтобы им могла быть оказана помощь.
  • В ситуации общения с родителями ребенка, совершившего самоубийство, важнее всего не делать поспешных выводов, не судить родителей и других людей за происшедшее.
  • Общаться с человеком, потерявшем близкого в недавнем прошлом, очень тяжело. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации – слушать и поддерживать намерения обращаться за помощью.
  • В ситуации общения с другими родителями одноклассников нужно избегать поспешных и оценочных суждений. Важно обратить внимание родителей на естественность их переживаний в сложившейся ситуации, возможность своевременного обращения за помощью для себя и своих детей. Подсказать родителям, куда можно обратиться за помощью.

 

Позитивное общение

В общении с коллегой по работе старайтесь сформировать для себя «второй план» беседы: как ваш собеседник воспринимает вас, что он говорит и что он не говорит, что он думает о вас, что он чувствует. Стройте беседу с педагогом так, чтобы представленный вами «второй план» был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствии своих слов. Это помогает развивать способность к осознанию своей собственной позиции в общении и избежать конфликтных ситуаций.

Возлюби ближнего своего, как самого себя!

 

Лучшие способы самомотивации

  1. Игнорируйте то, что неважно для вас. Научится игнорировать что-то – фантастическая вещь. Она приносит много пользы. Распределение внимания на много предметов сразу только ослабевает нас. Игнорирование того, что неважно, освобождает энергию и помогает нам оставаться сконцентрированными и продуктивно работать.
  2. Попытайтесь понять, что вам надоедает. И избегайте этого. Вещи и действия имеют свойство надоедать. Но, так же, как и любое наше состояние, его можно понять и определить пути избавления от него. Поняв это, мы можем легко это сделать. Это займет время, но действительно того стоит.  
  3. Смейтесь чаще. Смотрите комедии, читайте любимую литературу. Выбросите серьезность прочь. Смех – механизм предотвращения и облегчения стресса.
  4. Ведите журнал своих достижений (фотоальбом плюс). Помните, когда достигли чего-то стоящего в жизни? Мы склонны забывать о простой привычке записывать наши чувства каждый раз, когда у нас случается большой прорыв. Храните журнал Ваших достижений, фотоальбом и черпайте вдохновение из него.
  5. Тренируйтесь физически. Это самый простой путь мотивировать себя. Это сразу приводит тело в порядок.
  6. Создавайте подходящую для вас обстановку. Мы не можем мотивировать себя к действиям, если работаем в обстановке, которая нам не подходит. Изменяйте ее, дополняйте, улучшайте прост в мелочах. Неважно, работаем мы дома, в офисе, в школе, на участке. Каким бы ни было пространство вокруг нас, важно его делать «своим» любым способом.    
  7. Читайте истории успеха других людей. Вдохновляйтесь, восхищайтесь ими. Чтение конкретных и реальных историй успеха подпитывает ваши усилия к его достижению и учит быть успешным.
  8. Переключайтесь между задачами. Нам надоедает работать на одном месте, над одним проектом. Усталость от работы убивает мотивацию. Когда вы на грани, попробуйте сделать несколько маленьких задач. Это научит решать проблемы быстрее.
  9. Оценивайте ваш собственный прогресс, ваши достижения. Иногда складывается впечатление, что вы ничуть не продвинулись, но это по тому, что вы пропускаете ежедневные маленькие достижения. Оглядывайтесь назад с удовлетворением оттого, что вы добились. Это повысит вашу самооценку и энергию.
  10. Говорите о своих планах, проектах, целях. С друзьями, с семьей. Дайте людям знать, что вы делаете что-то хорошее и наслаждаетесь этим. Это также создает определенный уровень ответственности, который будет вас толкать вперед.
  11. Избегайте энергетических вампиров. Скептики и пессимисты крадут у вас энергию. Не попадайте во власть такой игры, любой ценой избегайте этих утечек энергии, даже если будете чаще изолироваться.
  12. Создавайте четкие цели. Точнее записывайте их, ведь они уже четко определены в вашем сознании. Наше сознание лучше работает, когла уже знает, что нужно пошагово сделать, не тратить время для этого осознания.
  13. Упражняйтесь в удовлетворении и поощрении себя за достигнутый результат. Когда вы закончили какую-то задачу, наградите себя.  
  14. Достойно принимайте поражения. Неудача, как и успех, является всего лишь результатом наших действий и не более того. Один из врагов нашей мотивации – это страх неудачи. Соглашайтесь с поражениями. Они неприятны, но это не значит, что мы должны прекращать делать то, что делаем. Работайте над собой и надейтесь на лучшее. Боритесь!  
  15. Пользуйтесь напоминаниями. Используйте их в качестве записей своих стремлений целей текущего статуса. Люди находят неудобным писать себе сообщения и читать их в слух. Но мы бессознательно делаем это постоянно, так почему бы не делать это сознательно? Начинайте уро фразой, адресованной вам самим «Доброе утро! Сегодня самый лучший день! У меня все будет хорошо!»
  16. Говорите «Нет» отвлечениям (особенно гаджетам), депрессии, развлечения. Слишком частое возникновение больного объема обязательств делает нашу жизнь чередой постоянных муторных действий.
  17. Ищите позитивных людей. Грусть, уныние, жалобы не очень хорошо сочетаются с мотивацией. Наоборот, позитивные оптимистичные, энергичные люди всегда будут сдвигать перемены вашего настроения в правильном направлении, заряжая вас своей позитивной энергией.

Желаю неиссякаемого источника мотивации!

Притча о трех ситах Сократа

Один человек пришел к Сократу и спросил:

- А знаешь, что о тебе сказал мне твой друг?

- Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита,

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

- Нет. Просто я слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет! Напротив!

- Значит, - продолжил Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда? Попробуем третье сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?

- Нет. В этом нет необходимости.

- И так, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь рассказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?