Разделы сайта

Главная

5 класс

Родительское собрание: «Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии ребенка с ТНР»

 

Беседа «Память. Методы ее развития»

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Память обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я ".

Запоминание — активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым.

По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная.

Память школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой-либо способ для запоминания информации.

Для того, чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, её нужно повторять до заучивания. Самое главное для нас - это то, что память ребёнка можно упражнять и развивать. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память. 80% всей информации человек получает благодаря зрению и слуху, и мы сосредотачиваемся в дальнейшем именно на этих видов памяти.

Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

Тестирование ребенка в домашних условиях (уровень развития памяти)

 Исследования можно провести следующие:

Методики для определения уровня памяти.

1) Объем запоминания:

Произносится 10 слов, ребенку надо их воспроизвести.

а) стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

б) лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

При нормальном объеме кратковременной памяти он должен воспроизвести не менее 6 слов.

Упражнения для тренировки памяти.

1. Кто больше запомнит.

Первый участник игры называет любое слово, например «карандаш», следующий должен повторить это слово и назвать любое своё, например «лес». Третий участник повторяет два предыдущих слова и называет своё и т.д. таким образом, в конце игры остаётся победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

2. Поиск аналогов.

Называется какой-либо предмет или явление, например "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др.

3. окращение рассказа.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается какой-либо короткий рассказ или сообщение. Содержание рассказа надо максимально сжать, используя лишь одно - два - три предложения, и в них - ни одного лишнего слова. При этом суть, основное содержание рассказа, конечно же, должны сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить.

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Памятка для родителей

«Развитие памяти у школьника»

  1. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.
  2. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и  памяти .
  3. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели "Вспомни".
  4. Не "злоупотребляйте" механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.
  5. Развивайте волю школьника, мышление, внимание, воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической памяти.

Что же такое внимание? Какова его роль в развитии ребенка?
Внимание  - один из психических процессов занимающий  особое положение. Все психические процессы включают в себе внимание как  необходимый момент.
Без внимания, не возможны ни восприятие, ни запоминание, ни обработка поступающей  в мозг информации.

Таким образом, внимание необходимый процесс, развитие которого, благотворно влияет на все психические процессы.

Развитое внимание, несомненно, является основой успешной познавательной  и учебной деятельности.  Особенности внимания ребенка, влияют и на развитие его социальных навыков,  создают  предпосылку для развития формирующейся  личности.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного  выбора одной информации , поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Развиваясь, ребенок воспринимает огромное количество информации, сознательно или бессознательно обращая внимание на что-либо. Для того что - бы гармонично и полноценно развиваться, ребенку просто необходимо что бы его внимание было в норме. В противном случае ребенок просто не может в полном объеме изучить какое-то явление, предмет, запечатлеть нужный, полезный опыт и применять его в жизни. В последующем ему сложно успевать за темпом учебного процесса, что влияет  на усвоение знаний,  успешность ребенка, а так же интерес и желание учиться.

Что наблюдается у детей с недостатками или нарушением внимания?

1) ребенку трудно сохранять внимание, трудно завершить задание;
2) снижена собранность и целенаправленность при выполнении задания;
3) трудно  сосредоточиться  на каком-либо занятии или предмете;
4)  затруднено припоминание нужной информации, таким детям можно очень много раз повторять инструкции, но в итоге они могут их забыть;
4) такие дети легко возбудимы, отвлечь их может любая мелочь. Им трудно усидеть долго на 1 месте. Так же, они редко могут увлечься надолго одним занятием. Им быстро становиться скучно и не интересно.
5) снижены самостоятельность, а так же самоконтроль. В непривычных ситуациях, детям со сниженным вниманием, еще сложнее, они легко теряют контроль над собой. Им трудно выполнить ранее не знакомое задание или просьбу.

Рекомендации родителям.

Дети, внимание которых не нарушено быстрее развиваются психически, способны длительно сосредотачиваться, а, следовательно, глубже изучать мир. Могут быстрее запоминать информацию и сохранять ее на длительный срок. Способны ярче воспринимать информацию и явления окружающей среды.
Если вы заметили у своего ребенка какие –либо проявления снижения внимания , в зависимости от силы этих проявлений, вы можете предпринять следующие меры.
1. Обращение к школьному психологу  для профессиональной диагностики уровня внимания и его качества и последующей  коррекции внимания в виде тренингов или занятий.
2. Обращение к воспитателю/учителю для получения рекомендаций и построения совместного пути развития внимания вашего ребенка.
3. Самостоятельное проведение игр и занятий для развития внимания ребенка.