Разделы сайта

Главная

Рекомендации педагога социального и педагога-психолога

Что родителям нужно знать о неэффективных методах поддержания дисциплины

        Дети, если могут, ведут себя хорошо; если не могут, мы должны выяснить причину, чтобы оказать им помощь      

                           Нельзя воспитывать ребенка на расстоянии.

        Если мама кричит из кухни: «Прекрати!», он продолжает делать то, что делал. Надо подойти поближе к ребенку, остановить его, взять за плечи или за руку и сказать, глядя в глаза: «Нельзя дома играть в мяч, ты можешь разбить стекло в окне и порезать руку или ножку, тогда не будешь гулять на улице». Если ребенок не подчиняется, можно применить другой способ: «Давай лучше пойдем на детскую площадку и там поиграем». Но кричать и угрожать – бессмысленно.

                           Нельзя заставлять чувствовать ребенка виноватым.

        Например, говорить: «Я буду любить тебя, только если ты будешь послушным». Чувствуя вину за свое поведение, в дальнейшем ребенок будет стремиться угождать всем ради того, чтобы его любили.

                           Не нужно для выражения запрета использовать фразы как «Нельзя, и все», «Нет, потому что нельзя».

        Следует объяснить, почему нельзя: «Нельзя залезать на подоконник, потому что ты можешь упасть на пол, ты можешь поранить ручку. Тогда придется лежать в постели, и нельзя будет гулять на улице, рисовать, собирать лего». Если ребенок снова и снова спрашивает – «Почему?», повторять объяснение много раз, чтобы он понял, что не заставит вас передумать.

                           Родители – главная защита и опора для малыша.

         Их любовь – его шанс на выживание. Если же вместо доброты он натыкается на крик и отчуждение, мир ребенка рушится. Ребенок учится, познает мир, и, когда он ошибается, нужно не ругать его, а объяснить ему, что он сделал не так. Люди, ставшие преступниками, в детстве страдали не от недостатка наказаний, а от недостатка любви. Недаром малыши часто спрашивают маму и папу: «Ты меня любишь?»

         Чтобы быть здоровым и гармонично развиваться, ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви к нему.

Формы выражения родительской любви

                   Прикосновения

         Каждому взрослому необходимо, чтобы его обнимали от 4 до 12 раз в день. Детям прикосновений нужно гораздо больше. Тогда они чувствуют себя защищенными, а их интеллект лучше развивается. При поглаживании, прикосновении возникает особый контакт с кожей, который называется тактильным. Он необходим всем живым существам.

                   Ласковый взгляд

         Чаще смотрите ребенку в глаза. Они, как известно, зеркало души. И если мы с любовью будем смотреть в это зеркало, как крошка Енот, то в ответ увидим теплый свет, доброту и нежность.

                  Нежные и ласковые слова

         Постоянно разговаривайте с ребенком, говорите ему ласковые и нежные слова и фразы: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Ты мой хороший!», «Я рада тебя видеть», «Я тебя очень люблю» и многое другое, что подскажет вам ваша любовь к ребенку.

                  Похвала

         С рождения дети питаются молоком и похвалами. Хвалите ребенка как можно чаще – за любое достижение, любой хороший поступок. Похвала укрепляет в нем уверенность в себе, помогает проявляться всему лучшему, что в нем есть. Ваши добрые слова останутся в его душе и будут согревать его всю жизнь.

                   Активные игры с детьми

         Это самый действенный метод, который позволяет наполнить чашу любви вашего ребенка. Многие родители думают, что если они отвели ребенка на детскую площадку, где те могут играть со сверстниками, то уже уделяют им достаточно времени и внимания. Но намного лучше, если вы сами примите участие в играх на этой площадке или дома, смейтесь и дурачьтесь вместе с ним, ведь таким образом вы вступаете в тесный контакт с ребёнком. Это не только вызывает в нем радость, но и создает между вами тесную эмоциональную связь.

                  Внимание

         Посвящайте детям часть своего личного времени: разговаривайте, читайте, рисуйте, лепите из пластилина, играйте вместе. Причем время, которое вы проводите с ребенком, должно принадлежать только ему, без всяких «сопутствующих» занятий в виде приготовления ужина, глажения белья, разговора по телефону.

                   Разрешение совершать ошибки

         Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набираться опыта, надо совершать ошибки.

                   Разрешение проявлять свои чувства

         Не ругайте и не хвалите детей за проявление чувств. Учите их понимать свои чувства и говорить о них – это помогает детям выражать свои эмоции, более точно распознавать их и справляться с ними. Например, «Думаю, ты плачешь, потому что устал» или «Думаю, ты плачешь, потому что Артем забрал твой мяч и тебе обидно».

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

 особенности семейной поддержки при выборе профессии подростком

1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений – это могут быть деньги, образ жизни, социальная среда. Узнайте приоритеты вашего ребенка – заработная плата, характер труда, часовая занятость, гарантии реального трудоустройства и т. д.

2. Расширяйте знания о профессиональном мире у своего ребёнка (какие есть ограничения по здоровью, что входит в основные обязанности работника, его представления о будущей профессии; например, ошибочное суждение родителей, что игра на компьютере развивает навыки программиста).

3. Собирайте информацию о рынке труда (каждый год появляется около 50 новых профессий).

4. При необходимости мотивируйте ребенка пройти профориентационное тестирование у педагога-психолога или в центре занятости управления по труду, занятости и социальной защите населения.

5. Посетите вместе выбранное учреждение на День открытых дверей с ознакомительной целью (задать интересующие вопросы, посетить учебные и мастерские помещения, убедиться - «моё – не моё»).

6. Обсудите со своим ребёнком альтернативные варианты получения профессии, которые смогут стать не только основным источником доходов, но и дополнительным (швея, кондитер, каменщик, фотограф).

 

 

Памятка для родителей по профилактике депрессий у подростков

               Что можно предпринять, чтобы помочь ребенку избежать депрессии?

               Во-первых, необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно внушить ребёнку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Нельзя обвинять ребёнка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно только сравнивать подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить его на позитивный образ подростка завтрашнего.

               Во-вторых, следует заняться с ребёнком новыми делами: каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Нужно внести разнообразие в обыденную жизнь. Например, записаться в тренажерный зал или хотя бы сделать привычкой занятия утренней гимнастикой, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить на выходные на увлекательную экскурсию, продумать новые способы выполнения домашних обязанностей, посмотреть новый фильм, сходить на выставку, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное (собаку, кошку, хомяка, попугая) или оборудовать аквариум. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребёнка и настроить его на позитивный лад.

               В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Нужно проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени проводил на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

               В-четвёртых, если в поведении подростка есть какие-то изменения, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

 

 

Воспитание ребёнка без физических наказаний

         Современная детская психология в вопросах воспитания базируется на перечисленных ниже принципах:

1. Безусловная любовь. Ребёнок должен знать, что в семье его любят – и тогда, когда он принес со школы «двойку», «десятку», и тогда, когда сам, без напоминания, собрал свои игрушки, и когда потерял телефон, разбил вазу. Особенно важно говорить о своей любви ребёнку любого возраста, выражая её с помощью прикосновений, объятий, похлопываний по плечу и т. д.

2. Признание уникальности личности ребёнка, наличия у него чувств и переживаний, желаний и потребностей (в том числе и не таких, как у родителей). Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, для этого есть какая-то причина, значит, он испытывает некий дискомфорт, который родители могут попытаться устранить.

3. Уважение интересов и ценностей ребёнка. Он имеет право на собственные ценности, даже если они противоречат вашим. Любящим родителям надо прознать право ребёнка совершать ошибки, иметь пусть неверное, но свое собственное мнение о чём бы то ни было.

4. Умение родителей видеть свои ошибки и признавать своё несовершенство. Если ребёнок слишком активно выражает протест против ваших требований, стоит задуматься об их справедливости и целесообразности в конкретной ситуации. Чаще всего такое поведение означает, что ваши требования противоречат естественным потребностям и интересам ребёнка.

5. Установление семейных правил. Установите определённый перечень правил (он не должен быть слишком длинным), которые обязательны для всех членов семьи и познакомьте с ним ребёнка. В них не должно быть никаких двойных стандартов. Например, не есть до обеда сладкое всем членам семьи ни дома, ни у бабушки с дедушкой, ни в гостях. Или, оставить прихожей после 21.00 часов все телефоны на ночь.

6. Личный пример. Вы не привьёте ребёнку интерес к чтению, если он чаще видит вас перед телевизором или в интернете, чем с книгой в руках. Вы не научите его уважению к старшим, если позволяете себе нелестные высказывания в адрес учителей, соседей, собственных родителей.

7. Последовательность. Воспитание без наказаний начинается с воспитания воспитателей, то есть самих родителей. Им следует иметь четкую систему ценностей, ясно представлять цели воспитательного процесса и уметь управлять своими эмоциями.

Шпаргалка для родителей. Чему необходимо научить ребёнка перед школой

 

                Есть огромное количество вещей, которое лучше ребёнку усвоить перед школой. Наличие этих навыков позволит вашему ребёнку адаптироваться к учебному процессу в первом классе и к школе в целом.

1. Говорить полными фразами. Добивайтесь полных ответов на вопросы. Он должен знать его фамилию и имя, имена родителей, адрес проживания и номера телефонов.

2. Быть самостоятельным. А именно – сложить грязные чашки в раковину, положить грязную одежду в корзину с грязным бельем, собрать игрушки, положить корм кошке и т. д.

3. Управлять своим телом. Если он научиться управлять своим телом, он научиться управлять собой. Если он научится управлять велосипедом, он поймёт, как его тело может влиять на другие механизмы. 

4. Понимать, что такое время. К годам шести-семи любой ребёнок в состоянии различать стрелочное время и заметить, что можно сделать-нарисовать-придумать пока большая стрелка не соединиться с определённым числом.

5. Договариваться. Разговаривать с людьми, обмениваться игрушками в песочнице, покупать мороженое, здороваться с соседями. Не отвечайте на вопросы, которые предназначаются не вам! Этим вы обесцениваете его мнение.

6. Посетить «все музеи мира». Сходите в контактный зоопарк, посетите мастер-классы, где что-то можно делать самим. По телевизору пусть идут только познавательные программы.

7. Любить поэзию. Стихи учатся быстро и легко. Учите их по дороге в детский сад, с прогулки, повторяйте на ночь. Пишите стихи.

8. Рисовать. Цените то, что рисует ваш ребёнок. Восхищайтесь, берегите каждый рисунок, устраивайте его домашние выставки и оформляйте альбомы. 

9. Готовьте печенье. Вы научите ребёнка соблюдению алгоритма действий, пониманию важности пропорций, контроля за количеством и качеством, собственным участием. Нельзя отвлекаться на мультик, игру. А если добавить смысла этому процессу, печенье превратиться в подарок для папы, угощение для друзей, радость для сестрёнки. 

10. Развивать внимание и память. Окружите ребёнка лабиринтами, картами мира, картинками на сравнение, буквами, цифрами. 

11. Уделять внимание ритуалам. Ритуалы – это определённый порядок действий. Для ребёнка это предсказуемость будущего, стабильность, заземленность. Введите ритуалы – вечерний, утренний, выходного дня.

12. Считать деньги. Научились считать до десяти, введите карманные деньги. Просто так, не за работу по дому, не за чтение книг. Определённую сумму в определённое время. Расскажите, как ребёнок может использовать деньги.: копить на что-то желанное, тратить на прогулке, дарить. Это только его деньги. Как их тратить, решать только ему.

13. Читать как можно больше и чаще. Прочитали – обсудите. Спросите о главном герое – как его зовут, чем он занимается, о чём думает. Сейчас научиться слушать вас, а в школе услышит учителя. 

14. Хвалить себя. Нас никто не учит с детства хвалить себя, видеть победы, собственное развитие. А надо! Каждый день, месяц, год важно видеть свой рост, свои достижения во всех сферах. Сам разобрал сумку после тренировки, убрал чашку в мойку, самостоятельно проснулся. Позитивное мышление нужно тренировать.

15. Быть добрым. Покажите, что доброта – это всегда действие. Расскажите, что есть люди, которые без его помощи не справятся. Покажите на деле, как и чем он может быть полезен миру и другим людям.

         Расскажите, что нужно взять в жизнь для успешности и счастья!

Сочинение ребёнка «Моя самая сокровенная мечта – стать телефоном»

           Моя самая заветная мечта – быть телефоном родителей. Мои мама и папа очень любят телефоны, это их любимые устройства. Они так много времени проводят с ними, я вижу, как они делятся с телефоном всем. Общение со мной им не доставляет такого удовольствия, они часами могут не замечать меня. Когда я прошу папу поиграть со мной в какую-нибудь игру, он говорит, что только не сегодня, потому что был тяжелый день и он очень устал. Но я вижу, как он берёт в руки свой телефон, и вся усталость проходит. Он может так просидеть часами.

           Когда мама занята своими делами, но она знает, что я уже больше часа жду, когда она уделит мне немного времени, и вдруг раздаётся звонок по телефону, она забывает обо мне. И не прервёт разговор, даже если я заплачу. Мои родители читают, играют в игры, они заботятся и очень дорожат своими телефонами. Все мои просьбы, побыть вместе, они не замечают, потому что там в телефоне есть более важные вещи, чем я. Когда прошу маму, поговорить со мной, потому что хочу сказать ей что-то важное, она всегда говорит, что немного позже, что сейчас она занята, а в руках у неё телефон.

           Поэтому я хочу стать телефоном, чтобы быть рядом со своими любимыми родителями.

 

 

Дисциплина и послушание

             Правило 1. Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.

             Правило 2. Правил (ограничений, запретов, требований0 не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Например, определить четыре цветовых зоны поведения ребёнка:

- в зелёной зоне поведения ребенку разрешается делать по собственному усмотрению и желанию определенные действия: с какими игрушками играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить и т. д.;

- в желтой зоне поведения расположены действия ребёнка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но их закончить к 8 вечера. Это приучает ребенка к внутренней дисциплине и демонстрирует уважение прав ребёнка родителями;

- в оранжевой зоне могут находиться действия, которые не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются. Пример: папа приезжает из длительной командировки в 22.00, и ребёнку разрешается не ложиться стать до его появления;

- в красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах: нельзя бить, кусать, щипать маму, играть с огнём, обижать маленьких, ломать вещи. Список этот взрослеет с ребёнком и подводит его к моральным запретам и нормам.

               Правило 3. Родительские требования не не должны вступать в противоречия с важнейшими потребностями ребенка. Например, маленькие дети очень подвижны в силу своей любознательности, им нужно изучить лужу, но в сапогах, играть в мяч, но во дворе.

             Правило 4. Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы взрослыми между собой. И мама, и папа, и дедушка с бабушкой должны предъявлять одни и те же требования к ребёнку. А также последовательными быть в их соблюдении: в противном случае ребёнок будет «расшатывать» правила и ныть, вымогать, настаивать.

Правило 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.

             Правило 6. Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Например, по выходным сын с отцом ездит на рыбалку, но в случае проступка рыбалка отменяется. Чтобы это работало, придумайте с ребёнком совместные дела, традиции, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий, дел регулярными, чтобы ребёнок знал их и ждал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого.

             Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком. Она одновременно и зона ближайшего развития, и основа вашего с ним доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.

Причины плохого поведения детей

             Непослушных детей принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием нагрузок и трудностей, реагируя на них раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Поэтому «трудный» ребёнок нуждается только в помощи – и не в коем случае ни в критике и наказании.

             Вот основные причины плохого поведения детей:

             Первая – борьба за внимание. Если он не получает нужно количества внимания для развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить непослушанием.

             Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование 3-летнего малыша «я сам» сохраняется в течение всего детства. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Смысл такого поведения – отстоять право решать свои дела самому и показать, что он личность

.

             Третья причина – желание отомстить. Смысл плохого поведения – «Вы мне сделали плохо – пусть и вам будет тоже плохо». Причины бывают разные: развод родителей, рождение в семье еще одного ребёнка, появление отчима, семейные конфликты и ссоры, послали к бабушке, положили в больницу и т.д.

             Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Ребёнок может переживать неуспех в одной области, а неудачи возникают в другой. Например, ребенок перешел в другую школу, и у него не сложились отношения в классе, а следствием будет запущенная учёба. Это происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации своих потребностей, а во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Они не знают, как это сделать иначе и подают нам сигнал о помощи: «Мне плохо, помоги мне!». А родителю нужно разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно и действия будут разными.

             Родителю нужно обратить внимание на собственные чувства. Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас при повторном непослушании неподчинении ребенка. Вот такой удивительный факт: переживания родителей – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребёнка.

             Если ребёнок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителей возникает раздражение.

             Если подоплёка стойкого непослушания – противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.

             Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя – обида.

             При глубинном переживании ребёнком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

             Что делать? Постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждёт от вас ребёнок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше недоволен взрослый, тем больше ребёнок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.

             Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Лучше это делать в относительно спокойные моменты: во время совместных занятий, игр, прогулок, а привычные непослушания его лучше оставлять без внимания.

             Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. Ребёнок должен сам накапливать опыт своих собственных решений и неудач. С вашей стороны не должно быть требований, которые он не выполнит. А вот метод подстройки поможет вам договариваться с ним о деталях и условиях выполнения. Такая форма поведения является мольбой: «Позвольте мне жить своим умом!»

             Если вы испытываете обиду, то можно спросить себя: что заставило ребенка причинить её вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо постараться устранить её.

             Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоить сбросить на ноль свои ожидания и претензии. Наверняка ваш ребёнок что-то может и к чему-то даже очень способен. Найдите доступный для него уровень задач. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не сможет.

           При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

             Ищите любой повод поощрить его, отмечайте даже самый маленький успех, подстраховывайте его. Поговорите с учителями и попытайтесь сделать их союзниками.

             Путь предстоит долгий и трудный. Главные усилия надо направить на переключение своих отрицательных эмоций (раздражение, гнев, обида, отчаяние) на конструктивные действия. Придется менять себя. Но это единственный путь воспитания «трудного» ребёнка.

Фразы, которые нужно говорить детям

  1. «Я доверяю тебе»
    Доверительные отношения между вами и вашим ребенком нужно выстраивать как с хорошим другом, а не как с несмышленым малышом. Такое отношение формирует у него быть достойным и не подрывать свой авторитет мнением окружающих о себе.
  2. «Я люблю тебя!»
    Находите время, если даже у вас его нет. Говорите теплые и нежные слова о том, как вы его любите. Бывают моменты, что мы просто забываем это говорить или отмахиваемся, у нас так не положено и не принято. Меняйте свои старые стереотипы о жизни, которые нам заложили наши родители. Тоже отношение они будут формировать в будущем, копируя ваше отношение к ним, вашим родителям, родственникам и друзьям.
  3. «Как дела? Как прошел день?»
    Не пускайте все на самотек в воспитании своего ребенка. Демонстрируйте свою заинтересованность искренне родительскими чувствами, спросив: 2Что сегодня делали?», «Как прошел день?», «Чему сегодня научился?», «Что случилось сегодня?», - стараясь вывести его на беседу. Порой дети бывают очень зажаты и им тяжело выговориться, ожидая от вас, что вам будет скучно.
  4. «Ты молодец!»
    Будьте теплой поддержкой для своего ребенка, хвалите за его достижения и радуйтесь вместе с ним, всячески поддерживая его во всех начинаниях. Верьте в его способности, даже если ваше окружение не верит.
  5. «Я все равно на твоей стороне!»
    Бывают моменты, когда ребенок не прав в той или иной ситуации. Не ругайте его за это, разъясните, как могло получиться в другом случае, поступив он иначе, при этом оставаясь добрым и чутким родителем.
  6. «А как хочешь ты?»
    Интересуйтесь его мнением и учитывайте его пожелания, даже если оно идет в разрез с вашим. Возможно, вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в музыкальной школе, а он мечтает стать футболистом.
  7. «Я думаю, ты прав!»
    Если вы были не правы в той или иной ситуации, признайте это.
  8. «Спасибо!»
    Не забывайте о словах благодарности даже в мелочах. Как говорится «Доброе слово и кошке приятно!»

Пусть ваши дети растут счастливыми у счастливых родителей!

Правила для родителей подростков

  1. Займитесь собой. Найдите то, что вам по душе. В противном случае вы будете искать, к чему придраться в своем ребенке.
  2. Дышите.
    Когда вы разговариваете с человеком, у которого внутри революция, всегда в начале нужно физически вдохнуть. Это не фигуральное выражение. Глубокий вдох – и поехали.
  3. Принимайте их такими, какие они есть. Но это легко сказать, а что это такое и как это принимать? Напоминайте себе, что вы находитесь сейчас с самым любимым человеком, которому больно, да-да, больно, даже если вам кажется, что ему хорошо.
  4. Идите у него на поводу.
    Даю этот совет с осторожностью, но всем сердцем. Если, например, человек в возрасте пятнадцати лет приходит домой и говорит: «Я хочу мороженое», значит, он верит в то, что вы ему это мороженое дадите, что вы - партнер. Ведь он достиг возраста, когда может и сам взять все, что хочет. Помните это, восхищайтесь тем, что ваши отношения таковы, и «дайте мороженное».
  5. Напоминайте себе, что это ваш самый любимый человек.
    Он пробует разные способы взаимодействия с реальностью. И если он валяется на кровати и смотрит в потолок, это не значит, что он бездельничает. В этот момент у него проходит колоссальная душевная работа.
  6. Рассказывайте о себе.
    Даже если вам кажется, что его это не интересует. Как прошел ваш день, что у вас получилось, что нет, чего вы боитесь. И тогда, не исключено, что он расскажет о себе. Или, во всяком случае, будет знать, что, если ему захочется поделиться, есть ухо, готовое выслушать.
  7. Помните, что у него появляется много разных интересов.

И это будет сумасшедшее счастье, если он впустит в эти новые интересы вас. Помните, что рядом с вами находится

  • цельная
  • органичная
  • самостоятельная

И вы можете познакомится с этим человеком заново.

           Главное правило: создайте ребенку тыл. Человеку он нужен. Особенно в переходном возрасте. «Передовой» ему хватит и без вас. Пусть дом станет для него тылом, где

  • можно побыть слабым,
  • помолчать, когда хочется,
  • просто отдохнуть.

Простые способы показать детям, что вы их любите

  1. Неожиданно, например, во вторник вечером, сходите вместе в кино на тот фильм, который выберет ребенок.
  2. Отправляйтесь с ребенком на длинную прогулку и гуляйте в темпе ребенка. Никуда не торопитесь, пусть он сам выберет направление пути и ведет беседу.
  3. Сделайте выставку ваших совместных фотографий и с гордостью показывайте всем, кто приходит в гости.
  4. Положите в карманы курток, пальто, брюк ребенка конфеты с записками, которые описывают его лучшие качества.
  5. Приготовьте ему особенную ванну – с разноцветным мылом, пеной, мыльными пузырями, необычными игрушками. Позвольте ребенку играть с вещами, которые он найдет. Дети очень любят играть с поварешками и прочей кухонной утварью. Принесите ему в ванную молочный коктейль с шоколадным сиропом и разноцветной кондитерской присыпкой. И не забудьте погреть на батарее банное полотенце.
  6. Отправьте ребенку письмо по почте с каким-нибудь смешным купоном – например, совместный поход в кафе-мороженицу. Напишите на конверте крупными буквами, что письмо секретно и доставлено лично в руки.
  7. Посмотрите вместе фотографии и видеозаписи, где он был маленьким.
  8. Постройте шалаш из мебели и одеял, включите внутри лампу и устройте волшебный вечер сказок. Читайте любимые истории или придумывайте новые и не забудьте про молоко с печеньем.
  9. Позвольте ребенку не идти сразу спать, а посмотрите вместе с ним интересный детский фильм в пижаме.
  10. Соберите ему неожиданный завтрак в школу. Что-то очень вкусное!
  11. Обрадуйтесь, когда он придет из детского сада или школы, бросьте все свои дела и потискайте малыша.
  12. Составьте список желаний вашего ребенка, повесьте его на видном месте и немедленно начинайте его выполнять. Можно составить афишу на месяц – куда бы ему хотелось сходить.
  13. Сходите вместе в магазин, выберите ингредиенты для торта и приготовьте его вместе.
  14. Сочините ребенку стихотворение с его именем или найдите подходящее в интернете. Напишите его на красивой бумаге и положите ему под подушку.
  15. Украсьте детскую комнату без всякой причины.
  16. Сделайте сундучок сокровищ из обувной коробки, наполните его «золотом и драгоценностями» (сладостями и яркими мелочами), спрячьте и нарисуйте карту с подсказками, как найти спрятанные сокровища.
  17. Возьмите выходной день от всего: работы, домашних обязанностей, телефона, интернета и телевизора – сосредоточьтесь полностью на ребенке.

Создавайте ребенку и себе незабываемые моменты счастья!

   Задиристость

Существует единственный способ борьбы с задирой: такое поведение ни в коем случае нельзя поощрять. Задиристости учатся, следователь, от этого можно и отучится. Не тяните! Задиры злобно дразнятся, угрожают, обзывают, распространяют злые сплетни, запугивают жертв и их действия всегда умышлены. Такое поведение и для него разрушительно.

Четыре шага к исправлению задиры.

Шаг 1. Признайте, что ваш ребенок задира. Вот признаки задиристости:

  • Ведет себя агрессивно: толкает, дерется, бьет ногами, оскорбляет.
  • Ведет себя импульсивно: легко расстраивается или сразу оказывает сопротивление, может ломать вещи, когда расстроен.
  • Стремится доминировать или контролировать других.  
  • Унижает других и не считает свое поведение предосудительным.
  • Жестоко обращается с животными или другими детьми, часто небрежен со своими игрушками и школьными принадлежностями.
  • Черствый: безразличен к чувствам и тревогам других.  
  • Не отвечает за свои поступки: не испытывает угрызений совести; во всем винит других.
  • Эгоистичен: заботится о своем лишь собственном удовольствии.
  • Друзей нет или дети, с которыми он раньше играл, не приходят, редко звонят.

Шаг 2. Будьте нетерпимы к задиристости и прибегайте к штрафным санкциям, если такое поведение продолжается.

Ваш ребенок должен осознать, что запугивание других детей абсолютно не приемлемо, и именно вы должны объяснить ему это. Сначала выразите полное неодобрение его поведения. Никогда не спускайте ему с рук жестокое поведение, не вините остальных и не обращайте все в шутку. Затем предупредите, что если вы еще когда-нибудь увидите, что он задирается, то накажите его. Как только вы выберете приемлемые к вашему ребенку штрафные санкции, сообщите ему об этом. Скажите также, что вы будете расспрашивать о его поведении каждый день учителя, воспитателя, чтобы контролировать его. Обязательно попросите их сообщать о малейших проявлениях задиристости. Все должны принимать в этом участие и прибегать к оговоренным штрафным санкциям, если только вы хотите добиться позитивных изменений. Будьте бдительны и не сдавайтесь!

Шаг 3. Воспитывайте в ребенке сопереживание и готовность заботится о других. Сопереживанию можно научиться и вы для своего ребенка лучший помощник в умении вчувствоваться в других людей.

  • Смена ролей. Попросите задиру представить себя самого жертвой. «Представь, что ты тот мальчик. Что он сейчас думает? Что он чувствует?»
  • Прививайте ребенку новую точку зрения. Найдите возможность показать ему разные стороны жизни: посетите вместе с ним приют для животных, больницу, центр инвалидов, дом – интернат для пожилых (а еще лучше, предложите им свою помощь). Чем более неоднозначная картина у него сложится, те выше вероятность того, что в нем проснется способность к сопереживанию.
  • Требуйте возмещения. Родители, которые заостряют вн6имание на причиненном их ребенком вреде и поощряют возмещение ущерба, воспитывают в ребенке чувство ответственности по отношению к остальным. Потребуйте, чтобы ребенок сделал что-нибудь для облегчения душевной боли жертвы и раскаялся в своем поведении: искренне извинился, починил или заменил поломанную вещь, заплатил за финансовый ущерб и т. д.

Шаг 4. Разработайте руководство по самоконтролю и управлению конфликтами. Задиры не чувствуют угрызений совести за свое жестокое поведение и считают агрессию приемлемым способом улаживания конфликтов. Ваша задача показать альтернативные способы решения проблем мирным путем.

  • Научите искусству самообладания – в любой стрессовой ситуации повторять про себя «Остановись и успокойся!», нарисовать, разорвать и выбросить «гнев», глубоко подышать на 4 счета. Хвалите задиру, когда он пытается контролировать свою агрессию и действует обдуманно.
  • Контролируйте воздействие СМИ и гаджетов. Четко определитесь, что и сколько вы будете разрешать смотреть своему ребенку, и не сбивайтесь с намеченного пути.
  • Выражайте свое неодобрение насилию. Как только по телевизору или в жизни вы увидите или услышите жестокие действия, выражайте свое несогласие, осуждение и обосновывайте его, тем самым сменяя убеждения ребенка.
  • Остерегайтесь дурного влияния сверстников. Не разрешайте общаться с агрессивными сверстниками.
  • Обучите ребенка навыкам разрешения конфликтных ситуаций. У задиры нет в опыте «неагрессивных» способов взаимодействия в споре (выражать свои чувства, «бить» подушку, использовать формулу «я хочу, чтобы...», уединится, вовремя уйти). Будьте сами примером мирного разрешения проблем!

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Если вы хотите изменить поведение ребенка, вы должны исключить из его жизни все агрессивные проявления. В этом вам поможет дневник наблюдений за поведением вашего ребенка.

  1. Приглядитесь к своему ребенку. Определитесь, что побуждает его к задиристости (шаг 1). В дневнике запишите свои мысли и составьте план.
  2. Если задиристость сохраняется, тогда обратитесь к шагу 2, Выбрав те или иные штрафные санкции, которые подходят к ситуации (дополнительные обязанности, извинения, запрещение выходить из дому или развлечений, лишение привилегий). Определите, когда вы поговорите со всеми участниками воспитания, как будете отслеживать поведение (записками).
  3. Обратитесь к шагу 3. Запишите, как вы собираетесь воспитывать в ребенке сопереживание и когда начнете реализацию своего плана.
  4. Обратитесь к шагу 4. Составьте долгосрочный план, как будете помогать ребенку решать проблемы без появления агрессии.
  5. Задиристость – поведение, за которым требуется постоянное наблюдение. Если за 3 недели вы не заметите позитивных изменений, обратитесь к медикам, психотерапевтам.

Исправление поведения – кропотливая и тяжелая работа, которая должна проводится последовательно и основываться на закр6еплении результатов через родительское поощрение. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс

Как применять штрафные санкции

Ребенок должен научиться отвечать за свои поступки. Поэтому применение штрафных санкций становится частью процесса перевоспитания. Это один из важнейших секретов хорошей дисциплины и действенное средство для сохранения нормальной психики.

Каждый раз, применяя штрафные санкции, делайте следующее:

  1. Заранее объясняйте ребенку об установлении штрафных санкций. В случае продолжающегося плохого поведения. Можно даже в письменном виде их изложить в виде договора, пусть ребенок его подпишет. Совет: предложите ему самому придумать санкции за плохое поведение. Это прекрасный способ научить ребенка брать на себя ответственность за свои неверные поступки.
  2. Соотносите штрафные санкции с поступком ребенка. За грубость к брату – выполнение его обязанностей по дому. За кражу – возвращение украденной вещи и оплата ущерба.
  3. Соотнесение штрафных санкций с уровнем развития ребенка.
  4. Не обсуждайте своего решения. Определив их, придерживайтесь своего решения и будьте последовательны.
  5. Не ждите! Применяйте штрафные санкции по горячим следам.
  6. Привлекайте к процессу всех - учительницу, бабушек и дедушек, родственников. Расскажите всем о том, что вы с ребенком договорились о плане поэтапного изменения его плохого поведения.
  7. Оберегайте достоинство ребенка. Только наедине их применяйте, обращайтесь уважительно, ведите себя достойно и нейтрально. Показывайте ребенку пример поведения в сложных условиях.

Примеры штрафных санкций.

  • Денежный штраф. Возьмите банку с крышкой, согласуйте сумму за проступки и когда банка наполнится, используйте эти деньги на благотворительность. Если у ребенка нет денег, составьте перечень обязанностей по дому, которые он должен выполнить в счет штрафа.
  • Дополнительные обязанности. Составьте дополнительно список обязанностей, кроме тех, что он уже умеет, например, пылесосить, подметать двор, вытирать пыль.
  • Извинения. «Простите, я виноват!» соответствующим голосом, написать записку, разговор лицом к лицу с пострадавшей стороной, маленький подарок, сделанный своими руками, - вот возможные примеры полезных штрафных санкций. Извинение может быть и дополнением к другим штрафным санкциям.
  • Запрещение выходить из дома. Ребенок должен оставаться дома какое-то время, лишаясь социальных привилегий (за исключением занятий в школе). Для младших детей - это час или два. Для старшеклассников – один – три дня.

Если проступок особенно вопиющ, можно лишить ребенка части или всех домашних развлечений, таких как телефон, видеоигры, телевизор.

Лишение привилегий. Постоянно продолжающееся плохое поведение должно привести к лишению определенных привилегий, таких как просмотр телепередач, прослушивание музыки, пользование телефоном, посещение дополнительно бассейна и т. д. Но вы их должны четко контролировать.

Использование временной изоляции.

Временная изоляция – это немедленное отстранение от занятий за ненадлежащее поведение и возможность подумать о своем поступке. Это может быть стул для размышлений. Временная изоляция должна соответствовать возрасту ребенка, его темпераменту, личности и серьезности проступка. Для одних детей это непереносимая жестокость, а для других – не очень весело, но и не страшно,

Вот несколько советов по применению временной изоляции.

  • Выберите хорошо освещенное, спокойное, безопасное, изолированное место в доме для временной изоляции.
  • Выберите подходящий стул.
  • Здесь не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, музыки, животных, телефона, телевизора и т. д.
  • Это такое место, где ребенок не привлечет к себе ничьего внимания.
  • Установите соответствующую длительность временной изоляции – это минута за каждый год жизни ребенка и это минимальная длительность. Не позволяйте ребенку покидать это место раньше. Длительность временной изоляции определяется серьезностью проступка и возрастом ребенка.
  • Говорите ребенку, сколько он там пробудет и выставляйте таймер, чтобы знать, когда пройдет время.
  • Не сокращайте длительность временной изоляции.
  • Отсчет продолжительности ее начинается с того момента, когда ребенок стал вести себя должным образом.
  • Как только выбрали временную изоляцию в качестве штрафной санкции, применяйте ее. Если ребенок ведет себя не так, добавьте минуту к продолжительности временной изоляции с того момента, когда он стал вести себя правильно.
  • Не подглядывайте и не отвечайте на его попытки привлечь ваше внимание. Любой контакт с ребенком только усугубит плохое поведение. Это время, когда ребенок должен сам подумать о своем поведении.
  • Применяйте этот метод везде, где можно, если ребенок начинает себя плохо вести: «Ты дрался, пойди посиди на бабушкиной кровати 10 минут».
  • После временной изоляции ребенок должен закончить то, о чём вы его просили. Если он всё ещё не слушается, удвойте продолжительность временной изоляции.

После применения штрафных санкции.

Попросите ребенка рассказать, что он сделал не так. Если ребёнок не понимает или не соглашается, следует его снова изолировать. До тех пор, пока он не сделает то, что от него требуется. В исправлении поведения важно помочь ребенку понять, что именно он сделал неправильно.

Если применение штрафных санкций не действует на ребёнка, обратитесь к санкциям самого высокого уровня. Теперь он теряет доступ к тому, что он действительно любит – на час для маленьких грубиянов и на 24 часа для детей постарше. Убедитесь, что желаемые вещи под вашим контролем, - телефон, компьютер, скейтборд, телевизор.

 

Психологическое и социальное содержание дезадаптивных состояний,
факторы кризисных состояний

Биографические факторы:

  • суицидальные попытки в прошлом;
  • психические отклонения у родителей, особенно аффективные расстройства (депрессия) и/или другие психические заболевания;
  • злоупотребление алкоголем, наркомания и другие виды асоциального поведения у членов семьи;
  • суицидальные попытки и суициды в семье;
  • насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);
  • недостаток внимания и заботы о детях, конфликтные отношения между членами семьи, невозможность продуктивного обсуждения семейных проблем;
  • частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;
  • неполная семья;
  • чрезмерно высокая или низкая требовательность со стороны родителей в отношении детей;
  • излишняя авторитарность родителей (особенно следует обращать внимание на семьи, где излишне авторитарна мать, а отец безволен и безучастен;
  • отсутствие педагогического такта и психологической гибкости у родителей;    
  • физические недостатки и тяжелые хронические заболевания;
  • воспитание приемными родителями и опекунами.

Личностные факторы:

  • эмоциональная неустойчивость и выраженная тревожность;
  • асоциальное либо антисоциальное поведение;
  • склонность к демонстративному поведению;
  • высокая степень импульсивности;
  • раздражительность;
  • отсутствие гибкости в мышлении и стилях преодоления трудностей;
  • инфантильность, неспособность самостоятельно преодолевать жизненные трудности;
  • неспособность реальной оценки действительности;
  • тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
  • низкая самооценка;
  • легко возникающее чувство разочарования;
  • чрезмерная подавленность при несущественных недомоганиях и неудачах;
  • чувство неполноценности и неуверенности в себе;
  • отсутствие отношений с противоположным полом;
  • робость и застенчивость;
  • болезненное реагирование на грубость и бестактность;
  • отчужденность;
  • пессимистический взгляд на жизненные перспективы;
  • склонность к экстремальным формам проведения досуга;
  • высокая конфликтность в отношениях с окружающими;

Отклонения от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы половой идентичности, связанные с сексуальной ориентацией, участие в молодежных деструктивных течениях (эмо, готы и т.д.) – также факторы риска суицидального поведения.

Факторы, связанные с психотравмирующими событиями в жизни личности с низкими адаптационными возможностями, которые могут спровоцировать суицидальное поведение:

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, как угроза образу «Я»;
  • конфликты в семье, развод родителей, уход одного из них из семьи;
  • смерть родного, любимого или другого значимого человека;
  • разрыв отношений с любимым человеком;
  • совершение противоправного действия;
  • подражание саморазрушающему поведению других;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли козла отпущения или жертвы;
  • разочарование и серьезные трудности в обучении;
  • шантаж с целью получения желаемого
  • высокие притязания к результатам обучения (оценкам)
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  • совершение в отношении молодого человека (девушки) преступных действий, связанных с физическим, сексуальным насилием или утратой имущества;
  • неизлечимые или «позорные» заболевания.

Биографические и личностные факторы опосредуют возможное суицидоопасное развитие дезадаптивных процессов. Такие обучающиеся нуждаются в более акцентированном психологическом и социально-педагогическом сопровождении их учебной деятельности. С ними необходимо проводить специальную индивидуальную работу с привлечением психолога, педагога социального и медперсонала.

Роль «спусковых механизмов» в суицидоопасном развитии дезадаптивных процессов могут выполнять ситуативные факторы (конфликты). В случае суицидального риска биографические, личностные и ситуативные факторы интегрируются в сложную комбинацию острых переживаний одиночества, обиды на окружающих, разочарования в себе, беспомощности, безнадежности, утраты жизненных целей и ценностей.

В случае возникновения таких состояний педагогам следует провести ряд мероприятий:

  • организация постоянного наблюдения за данными учащимися;
  • перевод по возможности в другую учебную группу (с согласия самого учащего);
  • ограждение от конфликтов, повышенных психических нагрузок, временное смягчение требовательности педагогов к качеству подготовки к урокам;
  • встречи с родителями (по возможности);
  • тактичный повседневный контроль;
  • вовлечение в творческую деятельность;
  • организация консультации у специалистов-медиков при жалобах на здоровье.

Методы:

  • доверительные беседы;
  • авансированные поощрения;
  • вовлечение в активную деятельность;
  • повышение уровня самооценки;
  • стимулирование конструктивной инициативы;
  • одобрение, похвала, эмоциональная поддержка, внушение уверенности;
  • постепенное повышение уровня требовательности.

Маркеры поведения подростка в кризисной ситуации,
на которые необходимо обратить внимание

  • Высказывание о нежелании жить;
  • Фиксация на теме смерти, частые разговоры об этом, информации о способах суицида;
  • Активная предварительная подготовка к суициду (сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямые и косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку);
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает, я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (эйфория, приступы отчаяния);
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», потеря перспективы будущего или значимого окружения;
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых;
  • Спонтанное злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;  
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий, побеги из дома;
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
  • Символическое прощание с ближайшим окружением 9раздача личных вещей, фото, подготовка к выставлению ролика, посвященного друзьям и близким);
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать, от друзей;
  • Часто грустное настроение, периодический плач;
  • Снижение интереса к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребёнку нравилась; постоянная скука;
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
  • Низкая самооценка и чувство вины;
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам;
  • Повышенная раздражительность, гневливость, враждебность;
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;
  • Сложности концентрации внимания, значительные изменения сна и аппетита.

Информация для родителей по сопровождению ребёнка в семье в кризисной ситуации

В любой кризисной ситуации ребенок сильно переживает. Из-за случившегося у него может нарушиться сон, пропасть аппетит. В общении с вами он может быть раздражительным и закрытым. Появится подавленность, тоска, чувство вины. Не стоит пугаться такой реакции. Это нормальная реакция на ненормальную ситуацию, через некоторое время это пройдет. Если симптомы не исчезнут спустя 6 недель, или со временем станут более явными – обратитесь за помощью к специалисту.

Дома помогите ребенку пережить сложившуюся ситуацию.

В общении с ним проявите сдержанность и понимание.

Покажите, что он для вас значим и вы любите его таким, какой он есть.

Старайтесь меньше критиковать и обесценивать его переживания.

Если ребенок хочет поговорить – нужно выслушать его.

Выражайте поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, похвала, совместные занятия, подарки, вкусная еда, прогулки и т.д.

Рекомендации по развитию
положительных эмоций вашего ребенка

  • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения. недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я — плохой».
  • Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  • Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  • Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  • Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  • Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  • По возвращении из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей.
  • Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
  • На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
  • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  • Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт.
  • Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.