План работы
учебно-методического объединения учителей коррекционного компонента
на 2023/2024 учебный год
Цель: совершенствование качества образования и воспитания, обеспечение его коррекционной направленности в работе с детьми с ОПФР в условиях специального учреждения образования.
Задачи:
1. Обеспечить здоровьесберегающий процесс на основе межведомственного взаимодействия.
2. Создать адаптивную образовательную среду, обеспечивающую удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОПФР.
3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников, содействовать овладению ими современными подходами в оказании коррекционной помощи обучающимся с речевыми нарушениям и с нарушением слуха.
4. Совершенствать качество образования и воспитания и коррекционно-педагогического процесса через реализацию воспитательного потенциала образовательных областей.
5. Проводить системную и последовательную работу по формированию инклюзивной культуры и толерантного отношения к детям с ОПФР в педагогических коллективах учреждений образования.
Состав УМО:
1. Головницкая Н.В. - учитель индивидуальной работы
2.Данилюк А.Г. - учитель-дефектолог дошкольной группы
3. Олесюк А. - учитель-дефектолог дошкольной группы
4.3инько И.М. – учитель индивидуальной работы
5.Перетолчина Н.Н.- учитель жестовой речи
6. Скробот Ж.М. – учитель музыки
7.Чижевская Н.К.-учитель индивидуальной работы
8. Данилюк С.М. - руководитель УМО
Планирование деятельности учебно-методического объединения
№
|
Формы работы
|
Содержание работы
|
Дата проведения
|
Ответственный
|
Результат
|
1
|
Организационно-методическое заседание
|
- Отчет о результатах работы УМО за 2022/2023 учебный год.
2. Планирование и организация методической деятельности учителей индивидуальной работы на 2023/2024 учебный год».
3. Внесение дополнений в годовой план УМО на 2023/2024 уч. год.
4. Утверждение годового плана работы УМО на 2023/2024 учебный год.
|
29.08.2023
31.08.2023
|
Руководитель УМО
Утверждение педсоветом
|
Определение перспектив дальнейшей деятельности учителей индивидуальной работы в рамках УМО.
|
2
|
Работа творческой группы «Педагогическая мастерская»
|
Создание наиболее эффективной речевой карты для обследования детей с ТНР:
1 – 2 классы
3 – 4 классы
5 – 6 классы
|
декабрь
|
Учителя индивидуальной работы по коррекции нарушений устной речи:
Данилюк С.М.
Чижевская Н.К.
Головницкая Н.В.
Зинько И.М.
|
Повышение профессионального мастерства и качества коррекционной
работы
|
3
|
Методическая декада
«Логопедический марафон»
|
Формирование функциональной грамотности в рамках коррекционной работы с учащимися с ТНР
1.Мастер-класс «Автоматизация звуков как средство формирования функциональной грамотности у учащихся с ТНР».
2. Мастер класс «Развитие связной речи посредством технологии синквейна по теме «Зима».
3.Развитие функциональной грамотности через сюжетно-ролевую игру «Идём в магазин».
4.Игра-путешествие «В стране грамотеев».
5.Формирование функциональной грамотности на занятии развития речи по лексической теме «Домашние животные и их детёныши».
|
22-31.01.2024
|
Учителя индивидуальной работы по коррекции нарушений устной речи:
Данилюк С.М.
Головницкая Н.В.
Зинько И.М.
Чижевская Н.К.
Данилюк А.Г.
Олесюк А.С
|
Обмен опытом
|
4
|
Тестирование учащихся
|
Выявление уровня сформированности социально-коммуникативных умений и навыков учащихся с ТНР
|
апрель
|
Учителя по коррекции нарушений устной речи:
Данилюк С.М.
Чижевская Н.К.
Головницкая Н.В.
Зинько И.М.
|
Определение дальнейшей деятельности учителей индивидуальной работы
|
5
|
Творческий отчет
|
- Повышение эффективности современного коррекционно-педагогического занятия по коррекции устной речи посредством применения современных образовательных технологий.
- Утверждение формы речевых карт для обследования детей с ТНР в 1 – 6 классах
|
май
|
Учителя по коррекции нарушений устной речи:
Данилюк С.М.
Чижевская Н.К.
Головницкая Н.В.
Зинько И.М.
|
Обмен опытом.
|
Интерактивное тестирование педагогов
|
Выявление методического запроса
|
май
|
Руководитель УМО Данилюк С.М.
|
Подготовка плана УМО на следующий учебный год
|
План работы
методического объединения учителей коррекционного компонента
на 2021/ 2022учебный год
Цель работы МО учителей коррекционной работы:
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика.
Задачи МО учителей коррекционной работы:
- Продолжить внедрение в практику работы педагогов коррекционного компонента современных образовательных технологий, направленных на формирование УУД обучающихся по предмету РСВ и РУР.
- Повышать профессиональный уровень педагогов через углубленную работу по самообразованию, изучение методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации.
- Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам РСВ и РУР.
№
|
Содержание работы
|
Дата
|
Ответственные
|
Примечание
|
1
|
Заседания методического объединения
1.1. Инструктивно-методические совещания:
Изучение инструктивно-методического материала Министерства образования Республики Беларусь к новому учебному году
|
28.08 2021г.
|
Левчук С.В.
Цупрунюк Т.И.
Члены м/о
|
|
|
1.2.Круглый стол
Обсуждение плана работы на 2021-2022 учебный год;
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
Пополнение портфолио методическими и практическими метариалами
|
август 2021г.
|
Цупрунюк Т.И.
Учителя коррекц.работы
Левчук С.В.
|
|
|
1.3. Семинар-практикум «Метод компьютерной организации коммуникативной связи для людей с нарушением слуха ».
|
21.09. 2021г.
|
Цупрунюк Т.И. Учителя коррекц.работы
Витковский Д.Г.
|
|
|
1.4. Методический диалог “Своеобразие словесно-жестового билингвизма учащихся с нарушением слуха ”.
|
декабрь 2021 г.
|
Левчук С.В.
Цупрунюк Т.И.
Перетолчина Н.Н.
Учителя рус.яз.
|
|
|
1.5. Круглый стол “Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием дидактических игр ”
|
08.03. 2021г.
|
Учителя коррекц.работы
Учителя первой ступени обучения
|
|
-
|
Организация учебно-методического сопровождения образовательного процесса
2.1. Неделя произношения «Собери Беларусь в своём сердце», посвященная году народного единства (совместно с учащимися интегрированных классов)
|
октябрь 2021г. (3-я неделя)
|
Учителя коррекц.работы, уч.деф.дошк.гр.
|
|
2.2.Речевой калейдоскоп «Славянские обычаи» для учащихся 8-12 классов
2.3.Конкурс стихов «Я другой такой страны не знаю!» (совместно с учащимися интегрированных классов)
|
октябрь
2021г.
ноябрь 2021 г.
|
Учителя коррекц. работы, воспитатели
Учителя коррекц. работы, учителя первой ступени обучения,учителя русского языка
|
|
|
Проведение открытых занятий, творческих отчётов членов МО
3.1. Видеофрагменты уроков русского языка и русской литературы.
|
декабрь 2021 г.
|
Цупрунюк Т.И.
Перетолчина Н.Н.
|
|
3.2. Открытое коррекционное занятие в дошкольной группе
|
19 января
2022г.
|
Данилюк А.Г.
|
|
3.3. Мониторинг по развитию диалогической речи на второй и третьей ступенях обучения.
|
май 2022г.
|
Уч.рус.языка
Воспитатели
учителя коррекционной работы
|
|
|
Мониторинг качества методической работы
4.1. Диагностика удовлетворённости работой м/о
|
в течение года
|
Левчук С.В.
Цупрунюк Т.И.
|
|
4.2. Анализ итогов мониторинга состояния произносительных навыков, РСВ учащихся 1-12 классов
|
Май
2022
|
Левчук С.В.
Цупрунюк Т.И.
Учителя коррекц. работы
|
|
4.3. Анализ работы м/о за год, предварительное планирование работы на следующий учебный год.
|
май
2022г.
|
Левчук С.В.
Цупрунюк Т.И.
Учителя коррекц. работы
|
|
4.4. Отчет о работе по темам самообразовательной деятельности учителей м/о
|
май
2022г.
|
Левчук С.В.
Цупрунюк Т.И.
Учителя коррекц. работы
|
|
|
4.5. Информационный бюллетень «Роль родителей в отработке речевого материала в летнее время»
|
Май
2022 г.
|
Учителя индивидуальной работы
|
|
Анализ работы методического объединения учителей коррекционного компонента за 2020-2021 учебный год
Методическое объединение учителей коррекционного компонента обеспечивало работу над целью:
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика.
Задачи МО учителей коррекционной работы:
1.Продолжить внедрение в практику работы педагогов коррекционного компонента современных образовательных технологий, направленных на формирование УУД обучающихся по предмету РСВ и ФП.
2.Повышать профессиональный уровень педагогов через углубленную работу по самообразованию, изучение методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации.
3.Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам РСВ и РУР.
В течение 2020-2021 учебного года было проведено 6 заседаний методического объединения на которых были изучены методические рекомендации, инструктивно-методические письма МО по организации коррекционной работы с детьми с ОПФР. На семинаре – практикуме, проведенном на тему «Специфика работы по РУР и РСВ на общеобразовательных и коррекционных занятиях» учитель-дефектолог слухового кабинета Цупрунюк Т.И. представила теоретический материал о наиболее эффективных приемах и методах работы в данном направлении. Во время ведения методического диалога «Организация речевого общения у учащихся с нарушением слуха» обсуждались важные аспекты для успешности работы в данном направлении. Учитель коррекционной работы Перетолчина Н.Н. провела открытое коррекционное занятие в 12 классе. За круглым столом «Развитие фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи через дидактическую игру с использованием здоровьезберегающих технологий» обстоятельный разговор вели учителя 1 ступени обучения и учителя коррекционной работы. Цупрунюк Т.И. провела урок – панораму по коррекции письменной речи с учащимися 4 класса.
В режиме онлайн был проведён конкурс стихов «Есть в осени первоначальной …» совместно с учащимися интегрированных классов.
«Здесь мой причал и здесь мои друзья» - тема недели произношения, посвящённой 75 летнему юбилею, проходившей в марте 2021 года. Открылась неделя произношения выставкой рисунков «Школа вчера, сегодня, завтра». Ребята проявили большую активность, поразив членов жюри своей фантазией. Учащиеся совершили экскурсию в школьный этнографический музей. Все ребята были приглашены на « Весёлую переменку». С большим интузиазмом участвовали в квесте «Школа-наш общий дом». Завершилась неделя речевым праздником «Есть только миг между прошлым и будущим», на который были учащиеся с нарушением слуха интегрированных классов средней школы №1, №7 г. Бреста, СШ №9г.Кобрина.
На конец учебного года в 7-12 классах проводилась проверка состояния устной речи учащихся с нарушением слуха.
Наблюдается положительная динамика роста уровня развития диалогической речи учащихся.
Свободное умение вести диалог выросло до 67 %
Владение фразами с опорой на таблички уменьшилось до 21%
Неумение вести диалог, но имеющих желание уменьшилось до 12 %
Не появилось учащихся, не умеющих вести диалог и не имеющих желания.
По итогам проведенного обследования функциональных слуховых возможностей учащихся получены следующие результаты Для проведения обследования функциональных слуховых возможностей учащихся было предложено 25-30слов из сбалансированных списков Э.И.Леонгард, Л.В.Неймана, Н.Б.Покровского; обиходно-разговорных фраз, соответствующих возрастному развитию учащихся и программному содержанию, сбалансированных списков Э.В.Мироновой. Результаты таковы : 7 класс – 56% и 58 % ; 8 класс- 81% и 83%; 10 класс-56% и 53%. Определить тему диалога на зрительной основе смогли 69 % учащихся.
Для проверки внятности произношения были использованы контрольные комплекты слов, разработанные Э.И.Леонгард. Результаты по сравнению с прошлым учебным годом улучшились: 100%- 5 уч-ся; 90%-4 уч-ся; 75%- 2 уч-ся; 60%- 2 уч-ся; 55% - 3 уч-ся; 45% - 4 уч-ся;
40% и менее – 6 уч-ся.
Информация о деятельности Ресурсного центра
Цель деятельности Ресурсного центра – организационно-методическое сопровождение образования детей с нарушениями слуха и речи в Брестской области.
Задачи Ресурсного центра: повышение потенциала системы сопровождения детей с нарушениями слуха и речи за счет концентрации материально- технических, педагогических, интеллектуальных, информационных ресурсов; создание единой базы данных детей с нарушениями слуха и речи; информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению; оказание коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха и речи, обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения или семейного воспитания; консультирование педагогов, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи; повышение квалификации педагогических работников; обеспечение информационной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с нарушением слуха и речи; организация сетевого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями слуха и речи; распространение эффективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемому Ресурсным центром направлению через сайт учреждения. Ресурсный центр в своей работе руководствуется положением о ресурсном центре, планом работы ресурсного центра. За отчётный период работы ресурсного центра были проведены следующие мероприятия:
1.Организационно-методическая деятельность:
размещение информации на сайте школы-интерната о деятельности центра
разработка нормативно-правовой документации по организации работы Ресурсного центра:
план работы Ресурсного центра развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи; буклет о деятельности Ресурсного центра развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи
2.Научно-методическая деятельность:
пополнение банка мультимедийных презентаций к общеобразовательным предметам (11), коррекционным занятиям (8), внеклассным занятиям(9), разработка конспектов общеобразовательных предметов для учащихся с нарушением слуха II-IIIступеней обучения и воспитания (12), разработка конспектов коррекционных занятий для учащихся с нарушением слуха II-III ступеней обучения и воспитания(10), разработка конспектов внеклассных занятий для учащихся с нарушением слуха II-IIIступеней обучения и воспитания( 9), разработка конспектов занятий психолога, социального педагога для учащихся с нарушением слуха II-III ступеней обучения и воспитания(4), разработка конспектов занятий по развитию речевого слуха учащихся I ступени обучения и воспитания после операции кохлеарной имплантации (10 занятий); разработка конспектов занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха (4 занятия);
разработка конспектов занятий по развитию слухового восприятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (4 занятия);
разработка конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста с нарушением слуха (4 занятия);
проведение недели произношения «Здесь мой причал и здесь мои друзья» с участием учащихся интегрированных классов СШ №1, СШ №7 г.Бреста, СШ№9 г.Кобрина.
проведение конкурса чтецов стихотворений « Есть в осени первоначальной» с участием учащихся интегрированных классов СШ №1,СШ №7,№3 г.Бреста, СШ№ 9г.Кобрина.
3.Консультативно-просветительская деятельность:
консультирование родителей детей с нарушениями слуха и речи специалистами центра (27 обращений) по следующим темам:
Использование системы МаКаТон, использование методики «Семейный альбом». Знакомство с методикой «Фотовыставка». «Ваш агрессивный ребёнок: как справиться?». «Методы совладения с психологическим стрессом». «Формы взаимодействия с подростками».
консультирование педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха и речи; Комплексное обследование состояния слуха и речи у учащихся с нарушением слуха. Организация работы по развитию навыков ведения диалога. Оценка и самооценка качества устной речи учащихся с нарушением слуха. Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением слуха. Специфика работы по РСВ и РУР на общеобразовательных уроках. Технология подготовки и проведения экскурсии с лицами, имеющими нарушение слуха. Педагогическое руководство самостоятельной учебной работой вне уроков. Использование развивающих упражнений в игровой деятельности.
проведение индивидуальных коррекционных занятий с детьми с нарушениями слуха, в том числе компенсированных кохлеарным имплантом (6).
4.Информационно-аналитическая деятельность
Информирование общественности о работе Ресурсного центра на базе школы идет через участие педагогов в различных семинарах, конференциях, заседаниях городских и районных заседаний МО.
На базе ГУО «Кобринская специальная школа-интернат» проводился семинар-практикум « Специфика работы по развитию устной речи и развитию слухового восприятия на общеобразовательных и коррекционных занятиях» для педагогов учреждения образования с приглашением учителя-дефектолога СШ№9 г.Кобрина;
методический диалог «Организация речевого общения у учащихся с нарушением слуха» был организован для родителей учащихся с нарушением слуха и молодых педагогов учреждения образования;
продолжил свою работу постоянно действующий семинар для специалистов учреждения образования «Методологические основы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха» с приглашением учителя-дефектолога СШ№ 9 г. Кобрина, учителя-дефектолога УО д.Слобудка Пружанского района.