Разделы сайта

Главная

Методическое объединение учителей коррекционного компонента

План работы
методического объединения учителей коррекционного компонента
на 2021/ 2022учебный год

Цель  работы  МО   учителей коррекционной  работы:

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика.

Задачи  МО учителей  коррекционной  работы:

  1. Продолжить внедрение в практику работы педагогов коррекционного компонента современных образовательных технологий, направленных на формирование   УУД обучающихся по предмету РСВ и  РУР.
  2. Повышать профессиональный уровень педагогов через углубленную работу по самообразованию, изучение методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации.
  3. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам РСВ и РУР.

Состав учителей методического объединения:

  1. Цупрунюк Т.И. - руководитель МО
  2. Данилюк А.Г.- учитель-дефектолог дошкольной группы
  3. Олесюк А. С.     - учитель-дефектолог дошкольной группы
  4. 3инько И.М. – учитель индивидуальной работы
  5. Перетолчина Н.Н.- учитель жестовой речи
  6. Скробот Ж.М. – учитель, логоритмики, музыки
  7. Головницкая Н.В.- учитель индивидуальной работы

Содержание работы

Дата

Ответственные

Примечание

1

Заседания методического объединения

1.1.         Инструктивно-методические совещания:

Изучение инструктивно-методического материала Министерства образования Республики Беларусь к новому учебному году

 

 

 

28.08   2021г.

 

 

 

 

 

Левчук С.В.

Цупрунюк Т.И.

Члены м/о

 

 

1.2.Круглый стол

Обсуждение плана работы на 2021-2022 учебный год;

Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

Пополнение портфолио методическими и практическими метариалами

 

август 2021г.

 Цупрунюк Т.И.

Учителя коррекц.работы

Левчук С.В.

 

 

1.3. Семинар-практикум «Метод компьютерной организации коммуникативной связи для людей с нарушением слуха ».

21.09. 2021г.

 

Цупрунюк Т.И. Учителя коррекц.работы

Витковский Д.Г.

 

 

1.4. Методический диалог “Своеобразие словесно-жестового билингвизма учащихся с нарушением слуха ”.

декабрь 2021 г.

 

Левчук С.В.

Цупрунюк Т.И.

Перетолчина Н.Н.

Учителя рус.яз.

 

 

1.5. Круглый стол “Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием дидактических игр ”

08.03. 2021г.

Учителя коррекц.работы

Учителя первой ступени обучения

 

  1.  

Организация учебно-методического сопровождения образовательного процесса

2.1. Неделя произношения «Собери Беларусь в своём сердце», посвященная году народного единства (совместно с учащимися интегрированных классов)

 

 

 

 

октябрь   2021г.     (3-я неделя)      

 

 

 

 

Учителя  коррекц.работы, уч.деф.дошк.гр.

 

2.2.Речевой калейдоскоп «Славянские обычаи»  для учащихся 8-12 классов

2.3.Конкурс стихов           «Я другой такой страны не знаю!» (совместно с учащимися интегрированных классов)

октябрь      

2021г.

ноябрь 2021 г.      

Учителя коррекц. работы, воспитатели

Учителя коррекц. работы, учителя первой ступени обучения,учителя русского языка                    

 

 

Проведение открытых занятий, творческих отчётов членов МО

3.1. Видеофрагменты уроков русского языка и русской литературы.

 

 

 

декабрь 2021 г.

 

 

 

Цупрунюк Т.И.

Перетолчина Н.Н.

 

3.2. Открытое коррекционное занятие в дошкольной группе

19 января

2022г.

Данилюк А.Г.

 

3.3. Мониторинг по развитию диалогической речи на второй и третьей ступенях обучения.

май 2022г. 

Уч.рус.языка

Воспитатели

учителя коррекционной работы

 

Мониторинг качества методической работы

4.1. Диагностика удовлетворённости работой м/о

 

в течение года

 

                         Левчук С.В.

Цупрунюк Т.И.

 

4.2. Анализ итогов мониторинга состояния произносительных навыков, РСВ учащихся 1-12 классов

  Май

   2022      

 Левчук С.В.

Цупрунюк Т.И.

Учителя коррекц. работы

 

4.3. Анализ работы м/о за год, предварительное планирование работы на следующий учебный год.

 май

2022г.

 Левчук С.В.

Цупрунюк Т.И.

Учителя коррекц. работы

 

4.4. Отчет о работе по темам самообразовательной деятельности учителей м/о

май

2022г.

Левчук С.В.

Цупрунюк Т.И.

Учителя коррекц. работы

 

4.5. Информационный бюллетень «Роль родителей в отработке речевого материала в летнее время»

Май

2022 г.

Учителя индивидуальной работы

 

 

Анализ работы методического объединения учителей коррекционного компонента за 2020-2021 учебный год

Методическое объединение учителей коррекционного компонента обеспечивало работу над целью:

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика.

Задачи  МО учителей  коррекционной  работы:

1.Продолжить внедрение в практику работы педагогов коррекционного компонента современных образовательных технологий, направленных на формирование   УУД обучающихся по предмету РСВ и   ФП.

2.Повышать профессиональный уровень педагогов через углубленную работу по самообразованию, изучение методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации.

3.Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам РСВ и РУР.

В течение 2020-2021 учебного года было проведено 6 заседаний методического объединения на которых были изучены методические рекомендации, инструктивно-методические письма МО по организации коррекционной работы с детьми с ОПФР. На семинаре – практикуме, проведенном на тему «Специфика работы по РУР и РСВ на общеобразовательных и коррекционных занятиях» учитель-дефектолог слухового кабинета Цупрунюк Т.И. представила теоретический материал о наиболее эффективных приемах и методах работы в данном направлении. Во время ведения методического диалога «Организация речевого общения у учащихся с нарушением слуха» обсуждались важные аспекты для успешности работы в данном направлении. Учитель коррекционной работы Перетолчина Н.Н. провела открытое коррекционное занятие в 12 классе. За круглым столом «Развитие фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи через дидактическую игру с использованием здоровьезберегающих технологий» обстоятельный разговор вели учителя 1 ступени обучения и учителя коррекционной работы. Цупрунюк Т.И. провела урок – панораму по коррекции письменной речи с учащимися 4 класса.

В режиме онлайн был проведён конкурс стихов «Есть в осени первоначальной …» совместно с учащимися интегрированных классов.

«Здесь мой причал и здесь мои друзья» - тема недели произношения, посвящённой 75 летнему юбилею, проходившей в марте 2021 года. Открылась неделя произношения выставкой рисунков «Школа вчера, сегодня, завтра». Ребята проявили большую активность, поразив членов жюри своей фантазией. Учащиеся совершили экскурсию в школьный этнографический музей. Все ребята были приглашены на « Весёлую переменку». С большим интузиазмом участвовали в квесте «Школа-наш общий дом». Завершилась неделя речевым праздником «Есть только миг между прошлым и будущим», на который были учащиеся с нарушением слуха интегрированных классов средней школы №1, №7 г. Бреста, СШ №9г.Кобрина.

На конец учебного года в 7-12 классах проводилась проверка состояния устной речи учащихся с нарушением слуха.

Наблюдается положительная динамика роста уровня развития диалогической речи учащихся.

Свободное умение вести диалог выросло до 67 %

Владение фразами с опорой на таблички уменьшилось   до 21%

Неумение вести диалог, но имеющих желание уменьшилось до 12 %

Не появилось учащихся, не умеющих вести диалог и не имеющих желания.

По итогам проведенного обследования функциональных слуховых возможностей учащихся получены следующие результаты Для проведения обследования функциональных слуховых возможностей учащихся было предложено 25-30слов из сбалансированных списков Э.И.Леонгард, Л.В.Неймана, Н.Б.Покровского; обиходно-разговорных фраз, соответствующих возрастному развитию учащихся и программному содержанию, сбалансированных списков Э.В.Мироновой.   Результаты таковы : 7 класс – 56% и 58 % ; 8 класс- 81% и 83%; 10 класс-56% и 53%. Определить тему диалога на зрительной основе смогли 69 % учащихся.

Для проверки внятности произношения были использованы контрольные комплекты слов, разработанные Э.И.Леонгард. Результаты по сравнению с прошлым учебным годом улучшились: 100%- 5 уч-ся; 90%-4 уч-ся; 75%- 2 уч-ся; 60%- 2 уч-ся; 55% - 3 уч-ся; 45% - 4 уч-ся;

40% и менее – 6 уч-ся.

Информация о деятельности Ресурсного центра

Цель деятельности Ресурсного центра – организационно-методическое сопровождение образования детей с нарушениями слуха и речи в Брестской области.

Задачи Ресурсного центра: повышение потенциала системы сопровождения детей с нарушениями слуха и речи за счет концентрации материально- технических, педагогических, интеллектуальных, информационных ресурсов; создание единой базы данных детей с нарушениями слуха и речи; информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению; оказание коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха и речи, обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения или семейного воспитания; консультирование педагогов, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи; повышение квалификации педагогических работников; обеспечение информационной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с нарушением слуха и речи; организация сетевого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями слуха и речи; распространение эффективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемому Ресурсным центром направлению через сайт учреждения. Ресурсный центр в своей работе руководствуется положением о ресурсном центре, планом работы ресурсного центра. За отчётный период работы ресурсного центра были проведены следующие мероприятия:

1.Организационно-методическая деятельность:

размещение информации на сайте школы-интерната о деятельности центра

разработка нормативно-правовой документации по организации работы Ресурсного центра:

план работы Ресурсного центра развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи; буклет о деятельности Ресурсного центра развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи

2.Научно-методическая деятельность:

пополнение банка мультимедийных презентаций к общеобразовательным предметам (11), коррекционным занятиям (8), внеклассным занятиям(9), разработка конспектов общеобразовательных предметов для учащихся с нарушением слуха II-IIIступеней обучения и воспитания (12), разработка конспектов коррекционных занятий для учащихся с нарушением слуха II-III ступеней обучения и воспитания(10), разработка конспектов внеклассных занятий для учащихся с нарушением слуха II-IIIступеней обучения и воспитания( 9), разработка конспектов занятий психолога, социального педагога для учащихся с нарушением слуха II-III ступеней обучения и воспитания(4), разработка конспектов занятий по развитию речевого слуха   учащихся I ступени обучения и воспитания после операции кохлеарной имплантации   (10 занятий); разработка конспектов занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха (4 занятия);

разработка конспектов занятий по развитию слухового восприятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (4 занятия);

разработка конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста с нарушением слуха (4 занятия);

проведение недели произношения «Здесь мой причал и здесь мои друзья» с участием учащихся интегрированных классов СШ №1, СШ №7 г.Бреста, СШ№9 г.Кобрина.

проведение конкурса чтецов стихотворений « Есть в осени первоначальной» с участием учащихся интегрированных классов СШ №1,СШ №7,№3 г.Бреста, СШ№ 9г.Кобрина.

3.Консультативно-просветительская деятельность:

консультирование родителей детей с нарушениями слуха и речи специалистами центра (27 обращений) по следующим темам:

Использование системы МаКаТон, использование методики «Семейный альбом». Знакомство с методикой «Фотовыставка». «Ваш агрессивный ребёнок: как справиться?». «Методы совладения с психологическим стрессом». «Формы взаимодействия с подростками».

консультирование педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха и речи;                                                                                                                       Комплексное обследование состояния слуха и речи у учащихся с нарушением слуха. Организация работы по развитию навыков ведения диалога. Оценка и самооценка качества устной речи учащихся с нарушением слуха. Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением слуха. Специфика работы по РСВ и РУР на общеобразовательных уроках. Технология подготовки и проведения экскурсии с лицами, имеющими нарушение слуха. Педагогическое руководство самостоятельной учебной работой вне уроков. Использование развивающих упражнений в игровой деятельности.

проведение индивидуальных коррекционных занятий с детьми с нарушениями слуха, в том числе компенсированных кохлеарным имплантом (6).

4.Информационно-аналитическая деятельность

Информирование общественности о работе Ресурсного центра на базе школы идет через участие педагогов в различных семинарах, конференциях, заседаниях городских и районных заседаний МО.

На базе ГУО «Кобринская специальная школа-интернат» проводился семинар-практикум « Специфика работы по развитию устной речи и развитию слухового восприятия на общеобразовательных и коррекционных занятиях» для педагогов учреждения образования с приглашением учителя-дефектолога СШ№9 г.Кобрина;

методический диалог «Организация речевого общения у учащихся с нарушением слуха» был организован для родителей учащихся с нарушением слуха и молодых педагогов учреждения образования;

продолжил свою работу постоянно действующий семинар для специалистов учреждения образования «Методологические основы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха» с приглашением учителя-дефектолога СШ№ 9 г. Кобрина, учителя-дефектолога УО д.Слобудка Пружанского района.