Задачи:
- способствовать закреплению знаний по теме «Координатная плоскость», формированию умений применять знания при решении задач;
- содействовать развитию слухового восприятия, устной речи, пространственного воображения, логического мышления, внимания, памяти, познавательной активности учащихся, рефлексивных, коммуникативных и творческих способностей, интереса к предмету;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, дисциплинированности, расширению кругозора учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, магнитная доска, карточки с заданиями, доска с заранее подготовленными координатными плоскостями.
Ход учебного занятия
I. Организационно-мотивационный этап
- Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
- Сообщение темы и плана урока.
План урока:
- Ответы на вопросы
- Устные упражнения
- Самостоятельная работа
- Физкультминутка
- Творческая работа
- Домашнее задание
- Рефлексия. Подведение итогов
3. РСВ и речи: (основные понятия - слайд 3)
- координаты точки; |
- ордината; |
- ось ординат; |
- начало координат; |
- ось абсцисс; |
- координатная плоскость; |
- абсцисса; |
-I (II, III, IV) четверть. |
II. Операционно-познавательный. Физкультминутка
Ответы на вопросы (актуализация опорных знаний) (слайд 4)
- Как называется данная горизонтальная прямая? (Ось абсцисс)
- Как называется данная вертикальная прямая? (Ось ординат)
- Как называется точка пересечения прямых? (Начало координат)
- Ось абсцисс, ось ординат, начало координат образуют … ? (Прямоугольную систему координат)
Определение координат точки (правило) (слайд 5)
Как называется первая (вторая) координата точки? (Абсцисса, ордината)
Оси координат делят плоскость на четыре прямых угла.
Как называются эти углы?(слайд 6)
Ответ:I (II, II, IV) четверть
Устные упражнения
1. Определите координаты точек: А, В, С, D, E, F(слайд 7)
Ответы: А(2; 2), В(-4; 3), С(-5;0), D(-3; -2), E(0; -2), F(4; -1)
2. Продолжите предложение (слайд 8)
Если ордината точки равна нулю, то точка находится …
- на оси абсцисс;
- выше оси абсцисс;
- ниже оси абсцисс.
Если абсцисса точки равна нулю, то точка находится…
- на оси ординат;
- левее оси ординат;
- правее оси ординат.
На координатной плоскости несколько точек. Ученики называют координаты точек, которые показывает учитель и при помощи сигнальных карточек («ДА», «НЕТ») отвечают на вопрос. Если координаты названы правильно, то поднимают карточку «ДА», если не правильно – «НЕТ».
3. Верно ли, что точка с координатами … лежит на оси абсцисс
(слайд 9)
(0; -9), (-9; 0), (4; 0), (0; -4), (-4; 0), (1; 0), (0; 4), (8; 0), (0; 9), (0; 0), (0; 1), (0; -1),
(0; 8)
4. Верно ли, что точка с координатами … лежит на оси ординат
(слайд 10)
(0; 0), (-2; 0), (0; -2), (6; 0), (-3; 0), (0; 6), (4; 8), (0; -4), (0; -8), (-4; 0), (5; 0), (0; 5),
(-9; 0)
5. В какой координатной четверти расположены точки (слайд 11)
А (-3; -7), В (6; 19), С (8; -4), D (-10; 9), Е (3; -1), К (-4; -5), М (-1; 5), N (1; 7), Р (5; -10)
Физкультминутка
Положением рук показать ось абсцисс, ось ординат, I (II, III, IV) четверть, движением головы – левее оси ординат, правее оси ординат, выше (ниже) оси абсцисс.
Самостоятельная работа (решение задачи)
Постройте на координатной плоскости треугольникпо координатам его вершин: А (-6; 2), В (10; 8), С (6; -9) и укажите координаты точек пересечения сторон треугольника с осями координат. (Слайд 12, 13)
Творческая работа (в парах)(слайды 14, 15, 16)
Построить фигуру по координатам точек, последовательно соединяя их на координатной плоскости. Задания выполняются по карточкам.
Задания
Постройте на координатной плоскости фигуры по координатам
(на доске):
1) Созвездие «Малой Медведицы»
(6; 6), (- 3; 5,5), (- 8; 5), (0; 7,5), (3; 7), (- 5; 7), (- 6; 3)
2) Созвездие «Большой Медведицы»
(- 15; -7), (- 3; - 6), (5; - 10), (- 6; - 5,5), (- 10; - 5), (6; - 6), (- 1; - 10)
Волк
1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1),
(10; - 4), (9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2),
(0; - 1), (- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).
2) Глаз: (- 6; 5)
Лис
1) (- 8; - 9), (- 6; - 7), (- 3; - 7), (1; 1), (1; 3), (4; 7), (4; 4), (7; 2,5),
(4; 1), (6; - 8), (7; - 8), (7; - 9), (5; - 9), (3; - 3), (1,5; - 6), (3; - 8), (3; - 9), (- 8; - 9).
2) Глаз: (4; 3).
Настольная лампа
(0; 0), (- 3; 0), (- 3; - 1), (4; - 1), (4; 0), (1; 0), (6; 6), (0; 10), (1; 11), (- 2; 13),
(- 3; 12), (- 7; 12), (0; 5), (0; 9), (5; 6), (0; 0).
Страус
1) (0; 0), (- 1; 1), (- 3; 1), (- 2; 3), (- 3; 3), (- 4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; - 7), (3; - 8), (0; - 8), (0; 0).
2) Глаз: (3; 10).
Бегун
1) (- 8; 1), (- 6; 2), (- 2; 0), (1; 2), (5; 1), (7; - 4), (9; - 3).
2) (- 2; 6), (0; 8), (3; 7), (5; 5), (7; 7).
3) (1; 2), (3; 9), (3; 10), (4; 11), (5; 11), (6; 10), (6; 9), (5; 8), (4; 8), (3; 9).
Самолёт
1) (- 7; 0), (- 5; 2), (7; 2), (9; 5), (10; 5), (10; 1), (9; 0), (- 7; 0).
2) (0; 2), (5; 6), (7; 6), (4; 2).
3) (0; 1), (6; - 3), (8; - 3), (4; 1), (0; 1).
Рыба
(3;3); (0;3); (-3;2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1); (-7;-2); (-5;0);
(-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2); (3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2);
глаз (5;0).
Утенок
(3;0); (1;2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4); (-6;3); (-3;3); (-5;2);
(-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0);
глаз (-1;5).
Красные тюльпаны
(-3;5); (-10;-6); (9;4); (-11;-1); (8;-7); (0;4); (-4;0); (-3;-6); (2;-5); (4;1).
Желтые нарциссы
(-6;4); (5;-4); (-9;3); (2;5); (-7;-7); (8;-2); (-1;-6); (7;2); (-8;-2).
Выставка рисунков
Применение в разных областях (слайд 17)
- астрономия;
- алгебра;
- геометрия;
- география;
- изобразительное искусство;
- черчение;
- трудовое обучение;
- информатика.
Система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы). (Слайд 18)
С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов. (Слайд 19)
Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место. (Слайд 20)
Каждая клетка на игровом поле «морского боя» определяется двумя координатами - буквой и цифрой. (Слайд 21).
Кроссворд(слайд 23)
1) Пара чисел (х, у) - … точки.
2) Ось Ох – ось …
3) Ось Оу – ось …
4) х – …
5) у – …
6) Точка О – … координат.
7) Тема урока – … …
|
|
IV. Домашнее задание
Построить фигуры на координатной плоскости по заданным координатам.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Рефлексия индивидуальной и совместной деятельности на уроке.
А(х; у)
«х»
«+» тема интересная, важная
«-» было скучно, не интересно
«у»
«+» всё понятно
«-» не совсем понятно
Выставление отметок за работу на уроке.
Презентация по теме «Координатная плоскость»
раскрыть » / « свернуть