Цель: создавать условия для воспитания у учащихся патриотизма как духовной составляющей личности гражданина через изучение историка– культурного наследия белорусского народа.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать ценностное отношение к своей стране, к родному краю;
- расширять знания учащихся о Беларуси;
- воспитывать у учащихся потребность жить, учиться и работать для своего народа, Республики Беларусь, отстаивать интересы мира, добра и справедливости;
- прививать чувство благодарности ветеранам Великой Отечественной войны.
- обогащать словарь учащихся, развивать умение связно излагать свои мысли, совершенствовать умение обобщать, делать выводы;
Форма проведения: заочное путешествие.
Речевой материал: гражданин, земляки, святыня, знаменитый, Родина – место рождения кого-то. малая Родина.
Оборудование и наглядность: мультимедийное сопровождение, дидактический материал наглядный и демонстрационный, речевые карточки
План:
- Я гражданин независимого государства.
- Моя малая родина.
- Святые и исторические места белорусской земли.
- «Привал».
- Великая Отечественная война – тревога и боль нашего народа.
- Народная мудрость.
- Беларусь сегодня.
- Рефлексия.
1.Организационный момент.
- В какой стране мы живём?
- Мы живём в Республике Беларусь.
- Назовите столицу Беларуси?
- Город Минск – столица Беларуси.
- Кто является президентом Республики Беларусь?
- Александр Григорьевич Лукашенко – президент Республики Беларусь.
- Настя, спроси у Даника в каком городе он учится?
- Даник, в каком городе ты учишься?
- Я учусь в городе Кобрине.
- Вася, спроси у Саши где он родился?
- Саша, где ты родился?
- Я родился в городе Пружаны.
РСВ. Родина, страна, Беларусь, малая Родина.
II. Основная часть
Предлагаю вам просмотреть видеоролик.
- Мы с вами просмотрели видеоролик.
- Какие достижения белорусского народа прославляются в этом ролике?
- у нас много лесов, полей, лугов и рек
- выпускают машины и трактора
- чистые города
- Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие «Родимый край мой – Беларусь!»
- Мы будем говорить о Беларуси, о её жителях.
Фот.1. Остановка«Я гражданин независимого государства»
-На остановке «Я гражданин независимого государства»
мы узнаем, как вы знаете символы нашего государства и поразмышляем о своей малой родине.
- Настя, куда мы отправимся дальше?
- Мы вспомним святые и исторические места Беларуси.
- Потом сделаем привал и немного отдохнём.
- Саша, куда мы отправимся потом?
- Будем поговорить о Великой Отечественной войне в судьбе нашей родины.
- Даник, какая следующая остановка нашего путешествия?
- Мы вспомним народную мудрость и отправимся на станцию «Беларусь сегодня».
1.- Первая наша остановка «Я гражданин независимого государства».
- Ребята, а как называют жителей Республики Беларусь?
- Жителей Республики Беларусь называют белорусами.
- Все мы являемся гражданами независимого государства - Республика Беларусь.
- Кого мы можем назвать гражданином Республики Беларусь?
ГРАЖДАНИН (-ка)
– Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. (Толковый словарь Ожегова)
- Каждый гражданин Республики Беларусь должен знать символы своего государства, то чем можно гордиться, что является отличительной особенностью страны.
-Какие государственный символы Республики Беларусь вы знаете?
- Государственными символами Республики Беларусь являются флаг, герб, гимн. (ответы детей)
- Какой цвет в приоритете присутствует на символике Республики Беларусь?
- Красный, зелёный и белый цвет.
- Что обозначают эти цвета?
- Красный цвет - знак Солнца;
- символизирует кровные узы, богатство;
- он означает высокое предназначение в судьбе и победу.
- Зеленый цвет – это цвет Природы,
- это цвет наших полей и лесов,
- символ добра, роста, благополучия и мира.
- Белый цвет – это цвет свободы.
- Ребята, вы сейчас назвали государственные символы, а какие национальные символы Республики Беларусь вы знаете?
- Зубр и аист являются национальными символами Республики Беларусь.
- Нашу Республику ещё называют: «Белая Русь»
- Ребята, давайте вспомним, почему наша страна так называется?
(Ответы учащихся: «Белая – от белого цвета одежды, которую носили наши предки». «Белая – от белого цвета волос». «Белая - значит свободная»)
- Сколько областей в Беларуси? Назовите их.
- У вас на партах находятся контуры областей. Давайте попробуем сложить из них карту Республики Беларусь. (Учащиеся на доске складывают карту Республики Беларусь)
Фот.2. Остановка«Я гражданин независимого государства»
Игра «Продолжи»
- Я называю область, а вы – название областного города.
Брестская область – город Брест
Витебская область – город Витебск
Гомельская область – город Гомель
Гродненская область – город Гродно
Могилёвская область – город Могилёв
Минская область – город Минск
- - У каждого из вас есть место, где вы родились и живёте. Отметьте на нашей карте это место.
Фот.3. Игра «Где живешь?»
Игра «Где ты живёшь?»
- Настя живёт в Бресте, а Ваня?
- Ваня живёт в деревне Брашевичи, а Саша?
- Саша живёт в Пружанах, а Вася?
- Вася живёт в Ольшанах, а Саша?
- Саша живёт в деревне Пелище, а Даник?
- Даник живёт в Кобрине, а Никита?
- Никита живёт в Гродно, а Светлана Николаевна?
- Я живу в Кобрине.
- Саша, какая у нас сейчас остановка?
- Остановка «Моя малая родина».
- Сейчас мы будем говорить о своей малой родине.
Есть очень важные слова: мир, земля, труд, свобода, хлеб.
Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина.
- Что же обозначает слово „Родина"?
РОДИНА – страна, в которой человек родился, живёт и трудится; исторически принадлежащая тому или иному народу территория с её природой, особенностями исторического развития, языка и культуры быта и нравов. (Толковый словарь Ожегова)
- Все мы ещё являемся и земляками? Знаете, почему?
- Потому, что
Земляк— рождённый с кем-нибудь в одной местности, например, городе или деревне, области, государстве.
- Ребята, кто у на в классе является земляками?
- Я и Даник живём в одном городе Кобрине, и мы являемся земляками.
- Саша Явхута: «Я и Даник тоже земляки, потому что мы живём в одной области.»
- Ваня: «Я и Саша Канюшик тоже являемся земляками, так как мы тоже живём в одной области»
- Поднимите руки кто живёт в Брестской области?
- Мы с вами все земляки. Почему?
- Так как мы живём в одной области.
- Где живёт Никита?
- Скажите, мы с Никитой земляки?
- Да, земляки, так как живём в одном государстве.
- Вася, о чём мы сейчас говорили?
- Мы говорили о своей малой родине.
- Настя, на какую остановку мы сейчас отправимся?
- Мы отправляемся на остановку «Святые и исторические места белорусской земли»
3.- Ребята, в каждой области есть своя святыня.
–Как вы понимаете выражение «святыня»?
(Ответы учащихся: «Святой», «Знаменитый»).
- Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой – значит истинный, величественный. У Беларуси есть свои святыни, которые мы чтим, относимся к ним к ним с глубоким уважением и любовью.
(Демонстрация слайдов: «Белая Вежа» г.Каменец, Мирский замок, Жировичский монастырь, Несвижский замок, Полоцкий Софийский собор)
- Ребята, каких знаменитых белорусских писателей вы знаете?
Янка Купала, Якуб Колас, Максим Багданович, Франциск Скарына)
- Можно ли отнести к святыням эти места, люди? Почему?
(Ответы учащихся: «Можно. Потому, что они исторически значимые и уважаемые народом).
- К святыням относятся святые и исторические места нашей страны, светлые образы святых, писателей и поэтов. И каждому из нас необходимо знать их, помнить и бережно относиться к ним.
- Какую остановку мы прошли?
- Мы прошли остановку «Святые и исторические места белорусской земли».
- А теперь, ребята, мы с вами остановимся напривал.
Станьте ровно.
Перси (грудь) вперёд.
Перстами (пальцами) пошевелите.
Вы десницу (правую руки) поднимите
И шуйцу (левую руки) поднимите.
Десницу и шуйцу (правую и левую руки) опустите.
И друг другу до земли
В чрево (пояс) поклонитесь.
Поклонитесь и улыбнитесь.
А сейчас спокойно сядьте.
- – Куда мы отправимся дальше?
- Мы отправимся на остановку «Великая Отечественная война – тревога и боль нашего народа».
– Как вы думаете, о чём мы будем сейчас говорить?
- Мы будем говорить о ВОВ.
Победа над врагом в Великой Отечественной войне была достигнута ценой больших жертв и невосполнимых утрат белорусского народа. Немецкие захватчики оставили после себя жуткий кровавый след, беды и невиданное разорение.
(Сообщения детей – о сожжённых городах, деревнях и лагерях смерти)
1 докладчик: - На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (на 80-90 % были разрушены Минск, Гомель, Витебск). Разрушению подверглись 5 тыс. театров и клубов. За годы войны были сожжены и разрушены 8825 из 12 294 школ. 2 докладчик: - За годы оккупации гитлеровцы провели свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили 5454 деревни. 3 докладчик: - Крупнейшим на территории Беларуси местом массового уничтожения людей в годы немецко-фашистской оккупации являлся Тростенец. В Тростенце гитлеровцами было замучено, расстреляно и сожжено свыше 206500 граждан.
Минское гетто - было уничтожено около 100 тысяч человек.
В концлагере «Озаричи» было уничтожено не менее 20 000 людей.
- Великая отечественная война длилась 1418 дней. За это время погибло более 3 миллионов жителей Беларуси, т. е. не менее, чем каждый третий.
-Какой праздник мы отмечаем каждый год 9 мая?
- Каждый год 9 Мая мы празднуем День Победы?
- Как вы думаете, кому мы с вами должны быть благодарны за победу?
- Нашим ветеранам.
- Правильно, мы с вами должны быть благодарны нашим ветеранам за Победу, за то, что мы сейчас живем под мирным небом, за то, что мы спим и живём спокойно.
- Какие памятные места жертвам ВОВ в Беларуси вы знаете?
Фот.4. остановка «Великая Отечественная война – тревога и боль нашего народа».
Викторина «Памятники ВОВ».
- Мемориальный комплекс "Хатынь", Брестская крепость - символ мужества, Мемориальный комплекс "Курган Славы".
6. – Белорусы – талантливые, мудрые, трудолюбивые, доброжелательные люди. О них сложено очень много пословиц и сегодня мы с вами попытаемся их вспомнить. Работа в группах (сложи пословицу и объясни смысл).
С родной земли – умри,…(но не сходи).
(стены помогают.)
…(милей вдвойне.)
Кто за Родину горой, …(тот истинный герой.)
…(одна у него и родина.)
… ( Родины нашей.)
Если народ един, …(он непобедим.)
…(своя сторона.)
Фот.5. Викторина «Памятники ВОВ».
- Молодцы, все справились с заданиями.
- Саша, что мы сейчас делали?
- Мы собирали пословицы и объясняли их смысл.
8.-Мы сегодняс вами говорили о Беларуси о её символике, о её исторических местах, вспоминали народную мудрость, а какая же Беларусь сегодня? Я хочу предложить вам тест «Предприятия Беларуси».
Фот.6. Тест «Предприятия Беларуси»
«Гомсельмаш», топливо для автомобилей
кондитерская фабрика
«Спартак», «Коммунарка» сельхозтехника (комбайны, косилки)
«Белоруснефть» ювелирные украшения
«Кристалл» конфеты, шоколад
«Брестгазоаппарат» автобусы, троллейбусы
«Гродно Азот» азотные удобрения
тракторный завод «МТЗ» колёсные и гусеничные трактора
«МАЗ» бытовые кухонные плиты
(проверка на слайдах)
- Кто из вас сделал ошибку?
- Беларусь славится не только своими предприятиями, но и знаменитыми людьми.
(Показ фото знаменитых людей, а учащиеся должны назвать кто это и в чем они прославились).
- Кто является героем Беларуси?
- Домрачева Дарья Владимировна, биатлонистка, трёхкратная олимпийская чемпионка?
- В Беларуси строятся новые стадионы, спортивные и оздоровительные центры, больницы, школы, библиотеки. Делается всё, чтобы человеку какой – либо национальности комфортно было жить и трудиться.
- Никита, на какой остановке мы были?
- Мы были на станции «Беларусь сегодня».
III. Заключительная часть.
9. – Наэтом наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы с вами очень много говорили о нашей любимой родине – Беларуси. Мы убедились, что вы много знаете о нашей стране. Я думаю, что каждый из вас гордится тем, что он белорус, что живёт в этой прекрасной, красивой, процветающей стране. И каждый из вас будет делать всё для того, чтобы наша родина становилась ещё красивее, сильнее и благополучнее. Сейчас каждого из вас я попрошу продолжить фразу «Я горжусь тем, что я живу в Беларуси потом, что…
- у нас много лесов, полей, лугов и рек.
- белорусский народ дружелюбный, гостеприимный.
- у нас красивые, чистые города, деревни.
- в Беларуси живут трудолюбивые люди.
- наша страна помогает другим людям в трудную минуту.
- в Беларуси живут добрые, милосердные люди.
- я могу свободно учиться, работать и создавать свою семью.
(Учащиеся записывают эти фразы на зелёных листиках и прикрепляют на карту Беларуси).
Фот.7.Заключительная часть
- Вот в какой красивой, цветущей, процветающей Беларуси мы с вами живём, учится и трудимся. Я тоже горжусь тем, что я живу и тружусь в Беларуси на блага нашей Родины.
- На этом наше занятие закончено. Всем спасибо за работу!
Фот.8. Итог занятия
раскрыть » / « свернуть