Разделы сайта

Главная

Русский язык и литература

Урок  по русской литературе в IX классе

Коцюба Л.А., учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории

 

Тема: Великая Отечественная война в русской литературе. Стихотворение М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату…»

Задачи:

  • создавать условия для формирования навыка многоуровнего анализа лирического произведения: настроение, содержание, композиция, выразительные средства (стихотворение М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату»);
  • расширять знания учащихся о произведениях русской литературы, посвященных Великой Отечественной войне;
  • ознакомить учащихся   со сведениями о жизни и творчестве поэта, об истории стихотворения, ставшего песней;
  • продолжить работу над усилением слухового компонента в слухозрительном восприятии речи и развитием навыка чтения с губ при опознавании целостных речевых структур; речевую и мыслительную активность;
  • способствовать формированию   у учащихся гражданско-патриотических качеств личности, уважения к историческому наследию нашей родины, чувства сострадания, сопереживания.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, блок-схемы «Произведение о Великой отечественной войне», карточки с заданиями, карточки для самопроверки словарь настроений, карточки для словарной работы, карточки для выведения отметок за урок, иллюстрации к тексту произведения, письма-треугольники со словами учащихся к солдату.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Эпиграф к уроку.

Помните!
Через века,
через года, –
помните!

О тех,
кто уже не придёт
никогда, –
помните!

Памяти
павших   будьте
достойны!

Какою
ценой
завоёвано счастье, –
пожалуйста,
помните!

(из поэмы Р.Рождественского «Реквием»)

- Мы, правнуки Победы, знакомимся с историей войны через творчество поэтов и писателей. В годы Великой Отечественной войны было создано много   прекрасных произведений о войне. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя Победы.

I. Постановка учебных задач.

Сегодня мы вспомним, продолжим говорить о теме войны в русской литературе. Узнаем о поэте М.В Исаковском, прочитаем и поговорим о его стихотворении «Враги сожгли родную хату…», раскроем главную мысль, идею стихотворения, то есть подумаем над тем, что автор хотел донести до нас своим стихотворением, о чём просит задуматься. (тема урока на доске, слайд №2, таблица «Моя отметка за урок»)

II. Актуализация знаний. Война в произведениях русской литературы.

- Ребята мы с вами много читали и говорили о произведениях на тему Великой Отечественной войны. И сегодня, я хотела бы, чтобы вы рассказали о произведениях, которые вам запомнились.

Сообщения   учащихся «Произведение о Великой Отечественной войне, которое мне запомнилось» (в сопровождении блок-схем, слайдов № 3-9 мультимедийной презентации).

Развитие слухового восприятия.

Какое произведение о Великой Отечественной войне вам запомнилось?

О чем это произведение?

Какова идея этого произведения? К чему призывает автор?

Зачитай строчки стихотворения, которые вам запомнились.

III. Подготовка к восприятию стихотворения «Враги сожгли родную хату…».

Сообщения учащихся о поэте и истории стихотворения.

- Михаил Васильевич Исаковский родился на Смоленщине. Его родная деревня Глотовка оказалась на оккупированной (захваченной фашистами) территории, а отчий дом был сожжен врагами. В годы войны на территории СССР фашистами было разрушено и сожжено 1710 тысяча семьсот десять городов и посёлков, оставлено без крова (без крыши над головой, без дома) 25 миллионов человек. В 1945 году Михаил Исаковский написал стихотворение «Враги сожгли родную хату…». Это  история солдата-героя, который прошёл со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.

Это стихотворение о том, что чувствовали десятки тысяч солдат. Когда музыку к стихотворению Михаила Исаковского « Враги сожгли родную хату… » написал композитор Матвей Блантер, а исполнил певец Марк Бернес, это стихотворение стало известнейшей народной песней.

Словарная работа. В тексте стихотворения песни встретятся новые слова. Я хотела бы обратить внимание на эти слова. (Хата, перекрёсток, бугорок, ком в горле, медаль за город Будапешт, держава, пепелище)

IV. Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату…» на стихи М.В.Исаковского

V. Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату…».

Развитие слухо-зрительного восприятия.

1. Чувства, настроение, которые вызвало стихотворение, ставшее песней.

- Ребята, Какие чувства, настроение вызвала у вас песня? (в сопровождении словаря настроений)

- Почему стихотворение вызывает у вас такие чувства?

VI. Физкультминутка

Словарная работа: четверостишие

2.Содержание текста стихотворения.

Сейчас вместе поработаем над содержанием стихотворения. Я зачитаю первое четверостишие. Итак, читая первое четверостишие, мы видим солдата и пепелище. У вас есть ответ-подсказка к первому четверостишию. Зачитайте второе четверостишие. Какую картину мы видим, найдите ответ в словаре для справок.

     Работа над таблицей.

№ четверостишия

         Какую картину (что)видим, читая эти строки ?

Солдат и пепелище

 

 

Словарь для справок.

Солдат просит Прасковью накрывать стол.

Солдат пьёт с болью в сердце.

Солдат поставил бутылку горькую на камень и извиняется перед женой Прасковьей.

Солдат и пепелище.

Солдат плачет и на груди его висит медаль за победы.  

Перекрёсток в поле, заросший бугорок (могила).

Нет ответа, тишина,

Над 1-5 четверостишием работаем коллективно (учащиеся зачитывают стихотворение по четверостишиям, делают записи в таблице).

Работу над 6-10 четверостишиями выполняют самостоятельно (самопроверка).

3. Выразительные средства в стихотворении.

Поэт – художник слова, то есть мастер слова. Поэт мастерски рисует словами картины природы, события, героев. Используют выразительные средства.

- Ребята, найдите в тексте стихотворения слова, которые передают ужас войны, боль, страдания (карточка «Какие слова передают ужас войны?», карточка «Метафоры, эпитеты в стихотворении»).

№ четверостишия

Какие слова передают ужас войны?

Враги, сожгли, сгубили, печаль

 

Мета́фора  - слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Эпи́тет  — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

№ четверостишия

Метафоры, эпитеты

Метафора - нести печаль свою.

 

Самопроверка

4. Композиция стихотворения.

- Разложите иллюстрации к тексту стихотворения в буклет по порядку, подберите к иллюстрации и зачитайте отрывки из стихотворения.

1 2 3 4 5

VII. Итоги урока.

Развитие слухо-зрительного восприятия.

- О каком произведении мы сегодня говорили на уроке?

- Какова главная мысль стихотворения? Что автор хотел донести до нас своим стихотворением, о чём просит задуматься?

VIII . Выставление отметок за работу на уроке.

IX . Рефлексия.

- Мы восхищаемся подвигом нашего народа в годы Великой Отечественной войны, о событиях этой войны забывать нельзя. Много солдат сражались и погибали в боях, защищая свои семьи, свою Родину, давая нам, потомкам возможность жить счастливо. В заключении урока я хочу, чтобы вы обратились   к солдату. Что бы вы хотели ему сказать? (письма-треугольники со словами учащихся)