Тема: Великая Отечественная война в русской литературе. Стихотворение М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату…»
Задачи:
- создавать условия для формирования навыка многоуровнего анализа лирического произведения: настроение, содержание, композиция, выразительные средства (стихотворение М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату»);
- расширять знания учащихся о произведениях русской литературы, посвященных Великой Отечественной войне;
- ознакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве поэта, об истории стихотворения, ставшего песней;
- продолжить работу над усилением слухового компонента в слухозрительном восприятии речи и развитием навыка чтения с губ при опознавании целостных речевых структур; речевую и мыслительную активность;
- способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств личности, уважения к историческому наследию нашей родины, чувства сострадания, сопереживания.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, блок-схемы «Произведение о Великой отечественной войне», карточки с заданиями, карточки для самопроверки словарь настроений, карточки для словарной работы, карточки для выведения отметок за урок, иллюстрации к тексту произведения, письма-треугольники со словами учащихся к солдату.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Эпиграф к уроку.
|
Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, – помните!
Памяти павших будьте достойны!
Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните!
|
(из поэмы Р.Рождественского «Реквием»)
- Мы, правнуки Победы, знакомимся с историей войны через творчество поэтов и писателей. В годы Великой Отечественной войны было создано много прекрасных произведений о войне. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя Победы.
I. Постановка учебных задач.
Сегодня мы вспомним, продолжим говорить о теме войны в русской литературе. Узнаем о поэте М.В Исаковском, прочитаем и поговорим о его стихотворении «Враги сожгли родную хату…», раскроем главную мысль, идею стихотворения, то есть подумаем над тем, что автор хотел донести до нас своим стихотворением, о чём просит задуматься. (тема урока на доске, слайд №2, таблица «Моя отметка за урок»)
II. Актуализация знаний. Война в произведениях русской литературы.
- Ребята мы с вами много читали и говорили о произведениях на тему Великой Отечественной войны. И сегодня, я хотела бы, чтобы вы рассказали о произведениях, которые вам запомнились.
Сообщения учащихся «Произведение о Великой Отечественной войне, которое мне запомнилось» (в сопровождении блок-схем, слайдов № 3-9 мультимедийной презентации).
Развитие слухового восприятия.
Какое произведение о Великой Отечественной войне вам запомнилось?
О чем это произведение?
Какова идея этого произведения? К чему призывает автор?
Зачитай строчки стихотворения, которые вам запомнились.
III. Подготовка к восприятию стихотворения «Враги сожгли родную хату…».
Сообщения учащихся о поэте и истории стихотворения.
- Михаил Васильевич Исаковский родился на Смоленщине. Его родная деревня Глотовка оказалась на оккупированной (захваченной фашистами) территории, а отчий дом был сожжен врагами. В годы войны на территории СССР фашистами было разрушено и сожжено 1710 тысяча семьсот десять городов и посёлков, оставлено без крова (без крыши над головой, без дома) 25 миллионов человек. В 1945 году Михаил Исаковский написал стихотворение «Враги сожгли родную хату…». Это история солдата-героя, который прошёл со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.
Это стихотворение о том, что чувствовали десятки тысяч солдат. Когда музыку к стихотворению Михаила Исаковского « Враги сожгли родную хату… » написал композитор Матвей Блантер, а исполнил певец Марк Бернес, это стихотворение стало известнейшей народной песней.
Словарная работа. В тексте стихотворения песни встретятся новые слова. Я хотела бы обратить внимание на эти слова. (Хата, перекрёсток, бугорок, ком в горле, медаль за город Будапешт, держава, пепелище)
IV. Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату…» на стихи М.В.Исаковского
V. Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату…».
Развитие слухо-зрительного восприятия.
1. Чувства, настроение, которые вызвало стихотворение, ставшее песней.
- Ребята, Какие чувства, настроение вызвала у вас песня? (в сопровождении словаря настроений)
- Почему стихотворение вызывает у вас такие чувства?
VI. Физкультминутка
Словарная работа: четверостишие
2.Содержание текста стихотворения.
Сейчас вместе поработаем над содержанием стихотворения. Я зачитаю первое четверостишие. Итак, читая первое четверостишие, мы видим солдата и пепелище. У вас есть ответ-подсказка к первому четверостишию. Зачитайте второе четверостишие. Какую картину мы видим, найдите ответ в словаре для справок.
Работа над таблицей.
№ четверостишия
|
Какую картину (что)видим, читая эти строки ?
|
|
Солдат и пепелище
|
|
|
Словарь для справок.
Солдат просит Прасковью накрывать стол.
Солдат пьёт с болью в сердце.
Солдат поставил бутылку горькую на камень и извиняется перед женой Прасковьей.
Солдат и пепелище.
Солдат плачет и на груди его висит медаль за победы.
Перекрёсток в поле, заросший бугорок (могила).
Нет ответа, тишина,
Над 1-5 четверостишием работаем коллективно (учащиеся зачитывают стихотворение по четверостишиям, делают записи в таблице).
Работу над 6-10 четверостишиями выполняют самостоятельно (самопроверка).
3. Выразительные средства в стихотворении.
Поэт – художник слова, то есть мастер слова. Поэт мастерски рисует словами картины природы, события, героев. Используют выразительные средства.
- Ребята, найдите в тексте стихотворения слова, которые передают ужас войны, боль, страдания (карточка «Какие слова передают ужас войны?», карточка «Метафоры, эпитеты в стихотворении»).
№ четверостишия
|
Какие слова передают ужас войны?
|
|
Враги, сожгли, сгубили, печаль
|
|
|
Мета́фора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении.
Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.
№ четверостишия
|
Метафоры, эпитеты
|
|
Метафора - нести печаль свою.
|
|
|
Самопроверка
4. Композиция стихотворения.
- Разложите иллюстрации к тексту стихотворения в буклет по порядку, подберите к иллюстрации и зачитайте отрывки из стихотворения.
VII. Итоги урока.
Развитие слухо-зрительного восприятия.
- О каком произведении мы сегодня говорили на уроке?
- Какова главная мысль стихотворения? Что автор хотел донести до нас своим стихотворением, о чём просит задуматься?
VIII . Выставление отметок за работу на уроке.
IX . Рефлексия.
- Мы восхищаемся подвигом нашего народа в годы Великой Отечественной войны, о событиях этой войны забывать нельзя. Много солдат сражались и погибали в боях, защищая свои семьи, свою Родину, давая нам, потомкам возможность жить счастливо. В заключении урока я хочу, чтобы вы обратились к солдату. Что бы вы хотели ему сказать? (письма-треугольники со словами учащихся)
раскрыть » / « свернуть